как открыть свой бизнес
ГЛАВНАЯ О ФАБРИКЕ КОНТАКТЫ
 

ФАБРИКА БИЗНЕСА
Как открыть свой бизнес
Контакты
О фабрике
Задать вопрос
Салонный бизнес
Как открыть салон красоты
Как открыть салон СПА
Ресторанный бизнес
Как открыть ресторан
Как открыть кафе
Медицинский бизнес
Как открыть стоматологическую клинику
Фармацевтический бизнес
Как открыть аптеку
Спортивный бизнес
Как открыть фитнес-центр
Туристический бизнес
Как открыть турфирму
Бизнес развлечений
Как открыть боулинг
Франчайзинг бизнес
Диагностические лаборатории Инвитро
Франчайзинг Via Verde
Цветочный бизнес
Как открыть цветочный бизнес
Санаторный бизнес
Как открыть WELLNESS в санатории
Научиться бизнесу
Курсы обучения ресторанному бизнесу
Школа бартендеров
 
Вся Фабрика Бизнеса:
Салонный бизнес
СПА бизнес
Ресторанный бизнес
Стоматологический бизнес
Аптечный бизнес
Фитнес бизнес
Как открыть боулинг
Туристический бизнес
Франчайзинг бизнес
Цветочный бизнес
Санаторный бизнес
 


Стоит ли начинать семейный бизнес

Стоит ли начинать семейный бизнес Различают три вида семейного бизнеса: собственно семейный бизнес, наследуемый бизнес семьи и совместный бизнес членов семьи. Первый вариант — бизнес как семейный — это просто стиль управления на начальной стадии развития бизнес-организации, когда поначалу она представляет собой малую группу, управляемую по-семейному: тесные связи, отношения неформальные, все спаяны единой целью — обеспечить жизнеспособность бизнес-идеи. По мере роста бизнеса семейная организация себя изживает и требуется переход к новому состоянию — более формальным отношениям, где прежние "друзья", "сват и брат" обретают новый статус в управленческих отношениях руководитель — подчиненный. Не всем компаниям удается преодолеть этот рубеж. Те, кто преодолел, обретают возможность инкорпорироваться, развиваться, масштабироваться.

Второй вид — наследуемый бизнес семьи — это традиция (которая у нас, к сожалению, была прервана): приходит время, и бизнес переходит по наследству к сыну (дочери). Здесь сам уклад жизни, сама традиция и культура наследования бережет и бизнес, и семью от разлада.

Остановимся на плюсах и минусах совместного бизнеса членов семьи. Плюс практически один: в самом начале, когда есть только бизнес-идея и небольшой капитал, бизнес - ребенок, и ему нужны внимание и забота "родных людей", тех, кто на первых порах готов не покладая рук, почти безвозмездно и с полной самоотдачей, заботиться о его младенчестве.

Но наступает момент, когда бизнес уже подрос, и каждый хочет удовлетворения своих ожиданий. Здесь, как правило, выясняется, что видение того, каким должно быть будущее бизнеса, у разных членов семьи сильно различается. Личные цели и интересы тоже весьма разнятся. И, что не менее важно, в процессе выращивания бизнеса члены семьи, мягко говоря, очень по-разному проявили себя как бизнесмены и управленцы. Здесь начинаются минусы.

К сожалению, нередко семьи создают бизнесы, которые потом сами же и губят: ибо рано или поздно наступает такой момент, когда интересы семьи и интересы бизнеса приходят в противоречие. Способность к "бизнесменству" у разных членов семьи развита в разной степени, и тогда получается, что один вытягивает бизнес, а остальные висят на нем, связывая по рукам и ногам, высасывая из бизнеса ресурсы, мешая развитию. В этой ситуации нередко один из членов семьи пытается взять бразды правления в свои руки, стремясь как-то нейтрализовать негативное влияние "балластных" участников, и тогда на поле бизнеса разыгрываются семейные драмы с обвинениями в непослушании, узурпации, предательстве, амбициозности, алчности, черной неблагодарности и т. п. Если кто-то из членов семьи не является явным лидером, либо если члены семьи сознательно не решат отдать бразды правления одному человеку, то бизнес обречен превратиться в карлика либо медленно сойти на нет.

Глядя на минусы "коллегиального правления" семьи, они все более и более иронично относятся к владельцам, начинают сомневаться в перспективах самого бизнеса и постепенно отчуждаются. Со временем это неизбежно приведет к тому, что фирма начнет терять ключевых сотрудников и ключевые рынки. Ничего хорошего, понятно, это не сулит. Поэтому членам совместного бизнеса нужно быть готовыми к этому, поумерить "родительские" амбиции или иждивенческие настроения и решиться на разделение функций управления и владения. Научиться состоять в формальных отношениях, быть в определенном смысле друг без друга. Если этого не сделать своевременно, то впереди — серьезные испытания как для бизнеса, так и для самой семьи. Бывает, хоть и нечасто, что в связке "отец-сын", "муж-жена", "брат-брат" и т. п. возникает прочный взаимодополняющий тандем, но и в этом случае требуется четкое разделение полномочий владельцев. В таком тандеме, как правило, один сильнее, стратегичнее, а другой осознает и принимает это и ведет себя адекватно. Надо отметить, что проблема разделения владения и управления вообще характерна для тех бизнесов, где владельцев больше одного, просто семейные узы придают ситуации особый драматизм.

Итак, как же поступить? Прежде всего, четко разделить: что относится к отношениям семейным, а что — к бизнес-отношениям. В совместном бизнесе семья становится стадией развития бизнеса, а бизнес — стадией развития семьи. Чтобы не задохнуться в этих бизнес-семейных объятиях, членам семьи нужно развиваться вместе с развитием бизнеса, нужно решиться на опыт взросления в бизнесе.

Итак, если бизнес создается членами одной семьи без необходимого понимания, что такое есть бизнес, без четкого осознания своих личных целей каждым из них, без взаимного уважения и понимания разности интересов друг друга, то минусов от семейности у такого бизнеса будет гораздо больше, чем плюсов (с определенного момента — сплошные минусы).

Когда же есть принципиальная готовность к выстраиванию цивилизованных отношений, дальнейшее — дело техники. Нужно соблюсти незыблемость принципа единоначалия, без него любая система управления идет вразнос. Поэтому может быть целесообразно на определенной стадии развития отдать бизнес в руки самому сильному и перспективному члену семьи, а остальным выдать привилегированные акции без права вмешательства в оперативное управление. Если же явного лидера среди учредителей нет, — создать совет директоров и нанять управляющего. Может быть полезен институт кураторства со стороны владельцев отдельных направлений. Есть и другие варианты инкорпорирования бизнеса, но в каждом конкретном случае решение должно быть уникальным, с учетом интересов сторон и, конечно же, самого бизнеса.

16.06.07
Источник: ИА Альянс Медиа



Copyright © 2005 FabrikaBIZ.ru
 
Новости:

Креатифф жжот! Часть восьмая - нейминг по украински
25.02.2010

Жалобные книги - работает ли сегодня обратная связь бизнеса и клиента?
04.02.2010

Купить бизнес правильно
25.07.2009

Исследование GFK: доходы Россиян падают
24.05.2009

Сроки на продвижение сайта. Когда ждать результатов?
10.05.2009

На чем можно сделать деньги в кризис, или
17.02.2009

Страхование СВОЕГО бизнеса
07.02.2008

Семейный бизнес: лебедь рак и щука или бригада единомышленников?
06.02.2008

 



 
 
Новости Фабрики Бизнеса:

Начальный капитал или не начинайте бизнес «с нуля»
05.02.2007

Главное - отличать важное от срочного. Фабрика бизнеса вам поможет!

Что предложить клиентам своего бизнеса - секс или женитьбу?

Станьте экспертом сайта

У сайта Фабрика Бизнеса скоро появятся новые разделы
архив >>
 
 

 
Rambler's Top100  
 
 
Реклама: