<< назад к списку
Тяжело ли малому бизнесу в сфере услуг бороться с сетями?
Крупные российские торговые сети сделали жизнь небольших торговых точек непомерно тяжелой. Более половины оборота розничной торговли в 2008 пришлось именно на сетевые магазины. В развитых европейских странах «малышам» гораздо хуже: им осталось всего 4% рынка. Там выживают лишь магазинчики, сумевшие завоевать лояльных покупателей, и специализированные точки — мясные или сырные лавки, кондитерские. По прогнозам специалистов на российском рынке будет то же самое. В целом, можно сказать, что сети хорошенько придавили торговый рынок.
В сфере услуг пока дела обстоят сравнительно мирно. Взять ресторанный бизнес. По оценкам компании Restcon, сетевые рестораны занимают 20-30% нашего рынка. В сегменте «fine dining», где средний чек превышает $100, сетевые проекты вряд ли появятся. В демократичном сегменте сети станут наступать, но громких побед не будет. Несколько лет назад инвестфонд Delta Private Equity Partners изучал возможность купить долю в ресторанной сети. Подходящего актива не нашлось, а главное — сам бизнес показался инвестбанкирам слишком рискованным. Сетевые стандарты могут быть сколь угодно высоки, но в каждой конкретной точке все зависит от команды, которая их воплощает. У отдельно стоящих ресторанов достаточно возможностей, чтобы успешно конкурировать с крупными. Если хочется быстро перекусить, человек пойдет в сетевой ресторан с понятными уровнем, качествами и ценами. Но для большинства россиян поход в ресторан — событие, и здесь важнее оригинальная концепция». А по части идей небольшие ресторанчики вполне конкурентоспособны. Например, паб Bobby Dazzler открылся в конце 2003 г. А в прошлом году сразу две крупные компании предложили его владельцам расшириться до сети пабов. Но владельцы паба отказались, считая что лучше культивировать свою индивидуальность, чем быть одной из десятка одинаковых точек.
Не особенно давят пока что сети и в таких сферах, как парикмахерские услуги, салоны красоты. Из нескольких десятков тысяч имеющихся в России салонов красоты на сетевые заведения («Персона», «Моне» и др.) приходится от силы несколько сотен. Екатерина Шумилова, купившая небольшой салон в конце прошлого года, уже убедилась, что больше всего ее посетители ценят не имидж заведения, а конкретных мастеров. «Многие годами ходят не в свой салон красоты, а к своему мастеру. Когда мы открывались, упор в рекламе делали на то, что у нас есть именно мастера», — объясняет Шумилова.
И пожалуй, увереннее всего рядом с крупными сетевыми игроками могут себя чувствовать «малыши» в сфере туризма. Из шести с небольшим тысяч турагентств 95% приходится на малый и средний бизнес. Чтобы организовать свое дело и начать продавать путевки оператора, требуется 1,5-2 млн руб.
13.07.2009
|