покупка-продажа бизнеса
ГЛАВНАЯ О ФАБРИКЕ КОНТАКТЫ
 

ПОКУПКА-ПРОДАЖА
Покупка-продажа бизнеса
Купить бизнес
Продать бизнес
Экспресс аудит бизнеса
Наши услуги
Полезная информация
Контактная информация
Объявления

 

Google:
Вся Фабрика Бизнеса:
Салонный бизнес
СПА бизнес
Ресторанный бизнес
Стоматологический бизнес
Аптечный бизнес
Фитнес бизнес
Как открыть боулинг
Туристический бизнес
Франчайзинг бизнес
Цветочный бизнес
Санаторный бизнес
Директ Фабрика:
 


<< назад к списку

Стоимость ''красивого'' бизнеса

Руслан Прилуцкий

Оговорка без Фрейда - я не занимаюсь профессионально оценкой бизнесов, однако, вычисление цены салонного бизнеса является одной из самых значительных в моей работе. Я практически несколько раз в неделю даю консультации клиентам по вопросам купли-продажи различных бизнесов, ну и, само собой, мне часто приходится знакомиться с работами оценщиков, оценочных компаний. Распространённое мнение говорит о том, что, вроде как, на оценщика следует учиться всю жизнь. Не знаю… В нашей стране существует огромное количество специалистов по оценке, найти подходящего – проблем нет. Треть высших учебных заведений выпускает оценщиков, поэтому их значительно больше, чем того требует рынок.

Качество и количество всегда взаимосвязаны, но не напрямую, а через ряд косвенных признаков. Специалисты оценочного бизнеса, памятуя об этой максиме, жалуются, что в среднем качество оценки ощутимо упало за последние годы. Да, подтверждаю, я сам сталкивался с недобросовестностью оценщиков, с их низким профессиональным уровнем. Дело ещё и в заказчиках, которые стремятся найти что подешевле, тем самым продавливая рынок этих услуг до минимума. Результатом этого являются упрощённые оценочные отчёты. Сказать, что такие отчёты составляют «липу» – нельзя, а вот сказать, что большая часть таких отчётов будет заполнена пустой, ничего не говорящей информацией, заполненной по шаблону – можно. А в деле оценки бизнеса ошибка оценщика стоит денег. Как для покупателя, так и для продавца.

Подытоживая свой практический опыт в этой связи, скажу, ситуации, когда оценка бизнеса производится спустя рукава – нередки. Иногда дело доходит до абсурда, есть ощущение, что цена берётся просто «от балды». Абы как.

Как сейчас помню случай, когда один продавец салона красоты назвал запредельно высокую стоимость, не подходящую салону ни при каких условиях. И что вы думаете? Товарищ просто включил в цену арендную плату за 5 лет существования своего салона. Я потратил долгие часы,  объясняя, что затратный метод подсчёта стоимости вовсе не означает, что нужно сложить абсолютно все затраты за время существования бизнеса. Так ведь можно дойти и до полного абсурда...

Результатом неправильной оценки бизнеса могут быть недоразумения серьёзного характера, от которых страдают и покупатели, и продавцы. К примеру, новички в салонном бизнесе могут купить салон по завышенной стоимости. Салон, который на ладан дышит. И наоборот, если продавец салона красоты оценивает свой бизнес слишком высоко, то ему в течение долгого времени не удаётся его продать. А время – деньги.

Поэтому, чтобы чётко понимать, как следует производить предварительную оценку самому продавцу салона, давайте мы сначала определимся с терминами. Чтобы понимать их единообразно. Вот, допустим, понятие стоимости бизнеса. Полюбуйтесь, пожалуйста, на следующий изящный выверт ума:

«Реальная стоимость бизнеса – это скорее философское понятие, чем конкретная величина!»

Олухи царя небесного, из экономической науки для клерков, утверждают, что рыночная стоимость салона красоты – наиболее вероятная цена, по которой его купят на рынке в условиях свободной конкуренции. Но подобное утверждение – полная глупость, не учитывающая реалий практики, в которой конкуренция ВСЕГДА удачно «сочетается» с коррупцией, прямым обманом, недостатком мозгов или опыта как продавца, так и покупателя, да даже погодой; поэтому конечный результат весьма далёк от «экономической истины». Предполагать, что обе стороны любой сделки действуют всегда разумно, не будучи подверженными различными факторами, означает расписываться в собственной глупости.

Поэтому определение стоимости бизнеса есть… не удивляйтесь, сочетание искусства, опыта, знаний и интуиции. Базовой характеристикой в определении стоимости салона красоты является следующее: сколько и за какой срок будущий владелец на этом салоне заработает. Всё остальное – от лукавого.

Иными словами, стоимостью бизнеса является «сумма прибылей» владельца за определённое время будущей жизни бизнеса. Это время будущий хозяин должен определить сам.

Надеюсь, что с определением стоимости бизнеса мы разобрались. Перейдём к методам оценки стоимости бизнеса.

«Наука» для безтолковых клерков утверждает, что таковых метода есть три. Они называются доходный, затратный и сравнительный.

Остановимся на каждом подробнее, чтобы выяснить, насколько они неадекватны существующим реалиям…

1. Доходный метод

Данный метод основан на глуповатой предпосылке, что стоимость бизнеса напрямую обусловлена возможностью салона красоты «генерить», как робот-автомат, денежку в непрекращающемся и одинаковом темпе на протяжении определённого времени. Ну и соответственно, подсчёт «отбития» инвестиций для нового владельца осуществляется в зависимости от времени работы робота, генерящего прибыль. То, что люди, работающие в салоне - не роботы, а материальные активы имеют обыкновение стареть с течением времени – данный метод не учитывает.

Поэтому рыночная оценка бизнеса в вышеприведённом методе есть обыкновенный тык пальцем в небо. Основан этот метод на перспективах его развития, т. е. так, как кажется продавцу и покупателю. И хотя в этом методе можно учитывать, какой доход в прошлом приносил салон красоты, и можно прикинуть, какой доход, возможно, сможет получать и новый собственник бизнеса в будущем, но в нём обязательно нужно учесть другие категории – риски. Именно они являются базовыми.

Доходный метод оценки салона красоты является самым логичным с точки зрения покупателя. Ведь покупатель, инвестирующий деньги в готовый салон красоты, приобретает не просто набор активов: оборудование, косметические средства, помещение, опыт сотрудников, а и проекцию в будущее относительно грядущих доходов. Т. е. просто-напросто мечту. Сказку. Он ведь надеется вложить свои деньги и получить их обратно с прибылью. Прибыль, вот есть главная приманка, действующая на покупателя. Но прибыль в будущем, запомним это.

Да, будущую прибыль несложно посчитать, проектируя уже полученные доходы на будущее. Особенно легко это можно сделать, если салон красоты работает по-«белому», имеет историю, растёт, т. е. стабилен.

Но, это снова мечты и иллюзии, к сожалению. Никому не дано отгадать будущее. К тому же данный метод невозможно применить к тем салонам красоты, у которых прибылей нет. Пока или вообще. Разве можно применить этот метод к салону красоты, который только ещё «набирает обороты»? Да нет, конечно. Почему? А потому, что делать прогнозы относительно будущего в любом случае трудно, а в случае отсутствия положительной бизнес-истории салона красоты – особенно.

2. Затратный метод

Сей метод есть квинтэссенция глупости. Покупателя совершенно не интересует, сколько владелец потратился на его развитие. Покупателя интересует только будущее салона. Именно будущее будет приносить или не приносить ему доход, а не никакое не прошлое. Однако в нём, в этом методе, есть и подслащивающая рты глупцов пилюля. Некая иллюзия, игра словами, которая затуманивает мозг.

В качестве основополагающего принципа расчёта затратного метода лежит полагание, а за какие деньги схожий бизнес может быть построен за сравнимые сроки. Другими словами, во сколько обойдётся покупателю создание примерно такого же салона красоты, если он решит создать бизнес с нуля. Подумайте сами, есть ли на свете одинаковые места, одинаковые люди и одинаковое историческое время. А также о том, а не меняется ли обстановка, условия и те же законы с течением времени.

К тому же такой подход ещё основан и на оценке минимальных затрат на создание бизнеса. А как их просчитать, минимальные-то? На практике всё случается по-другому. Ну и самое главное, этот метод не учитывает так называемый Goodwill салона красоты: людей, работающих в салоне, их качество работы, их «душу», что была вложена в бизнес. Это уже не механика и арифметика. Это – высшая математика.

Запомните ещё одну важную вещь: предприятия-банкроты часто считают по ликвидационной стоимости. Без гудвила.

3. Сравнительный метод

Концепция этого метода состоит в том, что любой бизнес можно оценить методом сравнения таких же бизнесов, существующих в данной отрасли. Совершаются сделки по купле/продаже салонов красоты. Эти сделки имеют фактурную основу: цену, время, место, условия. Данные за какой-то прошедший срок собираются и анализируются. Этот метод является самым простым и самым логичным, вытекающим из реалий, практики самой жизни: если схожие салоны красоты продавались (и покупались, соответственно!) по таким-то ценам, то почему бы и не вычислить среднюю «температуру по больнице», выявив среднюю, т. е. более-менее справедливую стоимость салонного бизнеса? Всё дело в коэффициентах, дающих уточнение по масштабам и специфике именно вашего салона, которые вносят необходимые поправки в конечную, итоговую стоимость. Ну а любой коэффициент можно и подогнать. Понимаете, к чему я веду?

Я вам наглядно показал (надеюсь), что все три метода являются вовсе не методами, а расписываниями вил по песку. И получается тогда, что методов справедливой и реальной оценки салона красоты и не бывает? Нет, бывает. Просто нужно понимать, что в каждом методе есть свои рациональные стороны, и стороны иллюзорные. Беря в руки цифры прошлого, не думайте, что они будут точно такими же и в будущем. Делайте соответствующие вариации.

Плохо оценивать бизнес только по его финансовым показателям. Но так же плохо и не принимать их в расчёт вообще – потому что есть и гудвил. Плохо основывать свой прогноз на маловероятных планах, но это не означает, что планирование вообще есть глупость – тот, кто не планирует, тот и не достигает запланированных результатов. Плохо не полагаться на средние цифры, как на ничего не значащие величины, гораздо умнее иметь их в виду. На всякий случай. В общем, во всём нужна мера.

Оценка стоимости активов – важна, но она малоприменима для нашей отрасли, где основная часть генерации доходов приходится на труд конкретных людей, работников салона. Их труд следует оценивать, их способности и возможности следует внимательно учитывать.

Метод отраслевых аналогов никогда и ничего не скажет вам по поводу перспектив развития.

Истина находится в вас самих, в вашей способности учесть всё, что предлагают позитивного эти методы, отбросив всё иллюзорное, что эти же методы декларируют! Следует искать, включая свою интуицию, тот самый «оптимум», который есть у каждого предприятия индустрии красоты и здоровья в отдельности.

Оценка стоимости бизнеса является необходимым, но лишь предварительным ориентиром. Окончательная цена формируется лишь в результате переговоров. Цена (стоимость салона) всегда есть компромисс и она всегда конкретна, поэтому будьте конкретнее и не ошибётесь. Помните, что тот, кто сильнее желает сделки (проявляет нетерпение), тот и способен двигаться по цене или вверх, или вниз.

Выслушайте, пожалуйста, несколько важных рекомендаций в этой связи:

Оценка стоимости предприятия – меч, разящий обе стороны. Чем выше ваша компетенция в этом вопросе, тем больше у вас шансов получить максимум вне зависимости от того, кто вы: покупатель или продавец.

Поскольку ясно, что все из перечисленных методов оценки обладают недостатками, применяйте их последовательно или сообща, для сверки. Включайте свою интуицию. Она вам главный помощник. Слушайте её и анализируйте, о чём она вам сигнализировала.

Оценка бизнеса – это полезный инструмент при проведении переговоров о конкретной и окончательной цене сделки. Чем более обоснован и более разработан у вас будет сей инструмент, тем больше вы выторгуете у противоположной стороны преимуществ.

В нашей компании вы всегда можете заказать оценку бизнеса, пригласить наших экспертов для проведения переговоров по справедливой стоимости бизнеса. Мы также готовы предоставить вам помощь по увеличению стоимости вашего бизнеса на предпродажной стадии.

У вас остались вопросы? Задайте их нашим специалистам!

Задать вопрос.

09.09.2012




Осень, пора обучать администраторов!

Обновлен наш дистанционный курс обучения администратора салона красоты, теперь помимо подробного описания того, что и как фронт-менеджер должен делать от рассвета до заката (включая искусство продаж), добавлены готовые скрипты телефонных разговоров с клиентами

Подробнее ...




 
ЗАДАТЬ ВОПРОС
 





Виртуальная конференция
Управляющий салона красоты. Подробнее..
Как выбрать профессиональную косметику?
Выбор профессиональной косметики для салона красоты или СПА салона - лишь на первый взгляд простое дело, с которым справится любая женщина. Действительно, косметических линий ОЧЕНЬ много. На любой вкус. Подробнее..
Как выбрать оборудование для салона красоты?
Выбрать оборудование для салона красоты и СПА оборудование - непростой шаг в деле создания салонного бизнеса. Каждая рабочая и вспомогательная зона требует порой десятков единиц техники: это ... Подробнее..


Copyright © 2005 FabrikaBIZ.ru
 
Покупка-продажа бизнеса:

Продавать или покупать чемодан без ручки в период кризиса? Советы бизнес-брокера


Возможно ли, купить бизнес за 400 тыс. рублей?


Почему салоны красоты не продаются?


10 отличий от брокерских компаний


Стоимость ''красивого'' бизнеса


Поэтапная продажа салона красоты


Возможные причины продажи салонного бизнеса


Типичные ошибки при покупке салонов красоты


Как купить салон красоты


Как продать салон красоты


 



 
 


 
 

 
Rambler's Top100  
 
 
Реклама: