Как открыть аптеку
ГЛАВНАЯ О ФАБРИКЕ КОНТАКТЫ
 

АПТЕЧНЫЙ БИЗНЕС
Как открыть аптеку
Создание аптеки "под ключ"
Бизнес-план аптеки "под ключ"
Цена вопроса
Наши услуги
Статьи о фармацевтическом бизнесе
Новости фармацевтического бизнеса
Контакты
Контакты
 
Вся Фабрика Бизнеса:
Салонный бизнес
СПА бизнес
Ресторанный бизнес
Стоматологический бизнес
Аптечный бизнес
Фитнес бизнес
Как открыть боулинг
Туристический бизнес
Франчайзинг бизнес
Цветочный бизнес
Санаторный бизнес
Директ Фабрика:
 

<< назад к списку

Аптечный бизнес дышит на ладан

Ирина Власова

В 2010 году россияне существенно экономили на лекарствах, к тому же государство ужесточило политику на фармрынке. В результате цены на лекарства в среднем упали на 2%, а аптечный бизнес фактически оказался на грани выживания. Но в нынешнем году всем будет полегче: покупатели вернутся в аптеки, а цены если и повысятся, то скорее на косметику, чем на лекарства.

Лекарства дешевеют, аптечная косметика и БАДы дорожают

По итогам 2010 года объем коммерческого розничного сектора российского фармацевтического рынка по количеству проданных упаковок составил 4,4 млрд. упаковок и достиг 404,5 млрд рублей ($13,3 млрд или 10 млрд евро), подсчитал Центр маркетинговых исследований (ЦМИ) «Фармэксперт». По сравнению с 2009 годом объем аптечных продаж количественно вырос на 11%, а по стоимости— на 13% в долларах США и на 19% в евро. В рублях рост не столь впечатляющий— 9%.

По данным «Фармэксперта», средняя розничная цена в аптеках по итогам года составила 92,1 рубля за упаковку, что на 2% меньше аналогичного показателя в предыдущем году. Основной причиной снижения средней цены, по мнению аналитиков центра, стало внедрение государственного механизма регулирования цен на жизненно важные и необходимые лекарственные препараты (ЖНВ ЛП). Средняя цена за лекарства в группе ЖНВ ЛП снизилась на 10% по отношению к прошлому году и составила 85,6 рублей за упаковку, а в группе прочих лекарств увеличилась на 2% и составила 95,6 рублей за упаковку.

«Мы расцениваем изменение цен, как реакцию на действия государства,— пояснил результат руководитель департамента аналитических исследований „Фармэксперта“ Николай Беспалов,— Бизнес-решений или событий такого масштаба на рынке в 2010 году не было, экономическая ситуация тоже была предсказуемой». Больше всего выросли цены в группе косметических товаров, БАД и медизделий».

Просто кризис закончился

Однако не все аналитики полагают, что на снижение цен повлияли лишь государственные решения. «Более всего на цены повлияло укрепление рубля,— считает директор компании Cegedim Strategic Data в России, председатель совета по здравоохранению при общественной организации „Деловая Россия“ к.ф.н. Давид Мелик-Гусейнов.— Государство же только заморозило рост цен на препараты, входящие в Перечень жизненно важных лекарственных средств».

В DSM-group аналитики полагают, что цены c окончанием кризиса просто вернулись к уровню декабря 2009 года. «Снижение цен на коммерческом рынке составило осенью 1,7%, а по Перечню ЖНВЛП— 2,1%. „Население в 2010 году меньше ходило в аптеки, объем продаж уменьшился, прибыли упали практически до нуля и аптеки оказались на грани выживания,— комментирует директор по исследованиям DSM Group Сергей Шуляк.— Аптеки пытались выжить за счет продаж косметики и БАД, медизделий, наценки на них повысились, но их и покупать в 2010 году стали существенно меньше“.

Но провалы на фармрынке нивелируются в 2011 году, полагают аналитики: уровень продаж в аптеках восстановится и превысит объемы 2009 года. При этом цены повышаться все равно будут: «Внутри перечня ЖНВ ЛП— на размер инфляционных ожиданий, который Министерство экономики определило в 8%»,— говорит Сергей Шуляк. «А на косметику и БАД могут повыситься до 10–15%»,— полагает Мелик-Гусейнов. На фармрынке, если производитель повысил цену на 2–3%, то в рознице этот рост обернется уже 10–15% за счет товаропроводящих цепочек, поясняет аналитик. В 2011 году существенно выросли тарифы на энергетику, коммуналку, фонд оплаты труда, так что все это неизбежно скажется на цене товара.

Наценки на всех не хватает

На ограничение доходов дистрибуции и розницы на фармрынке решения государства уже повлияли, полагают эксперты. Наценок стало явно не хватать всем игрокам, количество перепродавцов в опте сокращается, хотя крайне медленно. «В Госдуме пока работа над документом, призванным ограничить количество посредников в госзакупках, идет неактивно,— говорит Мелик-Гусейнов.— Тем не менее, в нем может появиться условие, при котором госзаказ будет заключаться с производителем сразу на 3 года, и, возможно, с 2014–15 года будет введен стандарт качества для оптовиков по уставному капиталу и техническому оснащению». Тогда количество нишевых оптовиков, связанных с местными властями, сократится (сейчас, по данным аудиторов, при госзакупках во всех сферах экономики РФ исчезает бесследно суммы равные бюджету Москвы). Правда Николай Беспалов думает, что на деле сократить количество посредников могут только силовики, путем антикоррупционных мер.

В ожиданиях находятся производители и оптовики, которые в преддверии выборов президента РФ и появления нового варианта закона об охране здоровья граждан предполагают, что может произойти расширение программы «7 нозологий», по которой государство закупает дорогостоящие препараты, и прояснение политики государства в области оборота в России орфанных лекарств.

Но сложнее всего восстанавливаются после кризиса розничные предприятия фармрынка.

Сети воспрянут духом

Эксперты полагают, что постепенно восстановятся в объемах розничные продажи в аптеках, об этом говорит деятельность «Риглы», сети «А5» и других игроков этого сектора. Уже с 2011 года в нише аптечных сетей аналитики предсказывают «вторую волну консолидации». Пока что аптечные сети первой десятки удерживают только 10–15% розничного рынка, тогда как в дистрибуции первые 10 компаний покрывают до 80–90% сектора оптовых продаж. «Можно ожидать в 2011–2013 году и иностранных игроков в сетевой рознице,— говорит Николай Беспалов». «Возможно, но процесс в 2011 не начнется,— полагает Шуляк.— Слишком высоки требования „покупателя“, „абы что не купят“. Среди возможных „агентов влияния“ в рознице называют компанию Alliance Healthcare, которая свою розницу до сих пор в РФ развивала не активно.

В этой связи многих интересуют процессы, происходящие в аптечной сети «36,6». Часть экспертов указывает на то, что сеть перестала активно развиваться. А долговые обязательства в прошлом году оказались для компании непосильными и сказались как на ее деловой репутации, так и на заполненности полок товаром. Другая часть экспертов не видит явных «провалов» в стратегии, а недавний уход из «36,6» заместителя генерального директора и директора по коммерческой деятельности и развитию портфеля Германа Иноземцева, стоявшего у истоков компании, расценивает, как расстановку «своих людей на нужные места» со стороны руководства «36,6».

По материалам GZT.R

30.03.2011

 
ЗАДАТЬ ВОПРОС
 







Copyright © 2005 FabrikaBIZ.ru
 
Новости аптечного бизнеса:

Аптечный бизнес дышит на ладан
30.03.2011

архив старых статей >>
 



 
 

 
 

 
Rambler's Top100  
 
 
Реклама: