<< назад к списку
Блиц история нелегального автомобильного бизнеса
Нелегальный автомобильный бизнес - это одна из форм организованной преступной деятельности, которая включает в себя незаконное завладение автотранспортным средством с целью последующего его сбыта или разборки, а также страховое мошенничество, которое также связано с угоном автомобиля, но имеет целью не только получение средств за автомобиль, но и страховых выплат. Как правило, организованные преступные группировки в сфере нелегального автомобильного бизнеса имеют международные связи, схемы перемещения автомобилей через границы государств, настроенную систему взаимодействия с коррумпированными должностными лицами в правоохранительных и регистрационных органах, а также лиц, занимающихся разборкой автомобилей, изменением номеров кузова, узлов транспортного средства.
Свою историю нелегальный автомобильный бизнес начинает с 6 июня 1898 года, когда у парижского аристократа был похищен автомобиль Peugeot. Впоследствии автомобиль был найден, поскольку их количество в Париже составляла не более двадцати. В первой половине 20 века нелегальный автомобильный бизнес не имел значительного распространения через небольшое количество автомобильных производителей, высокую цену и низкое качество автомобилей.
После провозглашения в 50-х годах лозунга "автомобиль для всех" автомобильного производителя Генри Форда началась эра конвейерного сборки транспортных средств, автомобили стали доступными, их количество росло с каждым днем, найти украденную машину среди тысяч подобных становилось все сложнее.
О состоянии развития нелегального автомобильного бизнеса в мире свидетельствует информация из базы данных похищенных автомобилей Генерального секретариата Интерпола, где, по состоянию на декабрь 2008 года находится 3,4 млн. сообщений о похищенных автомобилях. В Соединенных Штатах Америки ежегодно похищается до 1 миллиона автомобилей, в Германии 40 - 50, в России - 100 - 150 тыс. Среди похищенных в мире преобладают автомобили известных марок: Toyota - 404,217 тыс., Volkswagen - 307,680 тыс., Ford - 264,017 тыс., Fiat - 215,225 тыс.
По сообщению экспертов, ежегодные доходы от нелегального автомобильного бизнеса достигают 20 млрд. долл. США.
До начала 90-х годов в бывших советских республиках не существовало даже базы данных похищенных автомобилей.
После открытия границ у представителей нелегального автомобильного бизнеса появились новые рынки сбыта, автомобили покупались в любом состоянии и на поддельные документы, базы данных регистрации транспортных средств были разрознены, банк данных похищенных автомобилей своевременно не пополнялся, отсутствовал доступ к базам данных Интерпола.
В последние годы вследствие прозрачности границ, облегчения процедур перемещения имущества через границу, увеличения производства автомобилей и большого спроса на автотранспорт достаточно остро встает проблема противодействия нелегальному автомобильному бизнесу. Преступления, связанные с транспортными средствами, по доходности и массовостью занимают третье место после торговли наркотиками и оружием.
Транснационализации нелегального автомобильного бизнеса способствует ряд факторов, в частности:
- "Прозрачность" границ, недостаточный контроль со стороны правоохранительных органов (пограничная и таможенная служба, милиция);
- Недостаточная эффективность мер борьбы с данным видом преступлений, низкий уровень взаимодействия правоохранительных органов;
- Правовая неурегулированность деятельности по борьбе с международной преступностью, в частности, отличие законодательства разных государств, отсутствие соглашений о взаимной правовой помощи;
- Отсутствие возможности (для участников сделки купли-продажи автомобиля) доступа к системе идентификации автомобилей, а также оперативного доступа к базе данных Генерального секретариата Интерпола о похищенных транспортных средствах.
Главным инструментом противодействия нелегальному автомобильному бизнесу в международных масштабах на сегодня является Международная организация уголовной полиции.
Возникновение новых способов угона автомобилей, перемещение их через границы государств, современное техническое обеспечение преступных группировок заставляет правоохранительные органы всех стран мира и Генеральный секретариат Интерпола совершенствовать законодательное информационное и техническое обеспечение своей деятельности, опережать способы противодействия выявлению похищенных автомобилей. До назначения Генеральным секретарем Рональда Ноубл в 2000 году Интерпол функционировал в пятидневный режиме, оперативность реагирования на сообщения была низкой. С назначением его на должность Интерпол работает в круглосуточном режиме. Ноубл также принадлежит идея введения новой информационно-поисковой системы "I-24 / 7", что расшифровывается как "Интерпол - 24 часа семь дней в неделю", которая пришла на смену протокола обмена данными средствами электронной почты. На сегодняшний день этот банк данных содержит информацию о 3,5 млн. похищенных транспортных средств, более 10 тыс. разыскиваемых преступников и 12 млн. потерянных или похищенных документов. Интеграция данных об автомобилях, утраченные документы и разыскиваемых лиц в одном информационном массиве дает возможность устанавливать связи между лицами, документами и украденными автомобилями и проводить проверки более эффективно. В общем, с помощью баз данных Интерпола в мире по состоянию на декабрь 2008 года установлено 26 тыс. автомобилей, что, по сравнению с результатом 2007 года (18 тыс.), говорит об активном использовании информации практическими подразделениями правоохранительных органов.
В развивающихся странах мира более половины автомобильных дорог - без твердого покрытия, поэтому они используются сезонно. Дороги с твердым покрытием построены в этих странах в основном возле крупных городов или в приморской зоне. Сеть автомобильных дорог, как правило, плохо разветвлена. На разных стадиях строительства находятся трансазиатская (Стамбул-Сингапур), трансафриканская (Момбаса-Лагос), транссахарская и другие магистрали, которые призваны способствовать развитию автомобильного транспорта и экономики прилегающих государств.
Доля автомобильного транспорта в общем грузообороте в разных странах имеет одинаковые показатели. Так, в Австралии на автотранспорт приходится более 50% грузооборота внутреннего сообщения всех видов транспорта. В странах Западной Европы -45%, в Северной Америке -20%, в развивающихся странах в Африке, Азии и Латинской Америке -20-35%.
Пассажирооборот автобусных линий мира превышает пассажирооборот железнодорожного транспорта. Значительная роль в пассажирообороте принадлежит легковому транспорту. На его долю в экономически развитых странах приходится свыше 70% пассажирооборота автотранспорта.
19.01.2010
|