<< назад к списку
Проблемы семейного бизнеса
Елена Москвичева
В правительстве Кировской области состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса "Семейный бизнес». Все компании, которые боролись за победу, оценивались как по динамике развития бизнеса и конкурентным преимуществам, так и по уникальным особенностям фирмы, способным обеспечить ей успех.
Эта короткая новость не конкретизирует, в чем особенность семейного бизнеса, которые могут принести успех предприятию.
Однако с такими понятием, как семейная компания, в России приходится встречаться очень редко и, самое главное, еще реже слышать гордость в голосе хозяев: они обычно предпочитают умалчивать, что в деле вся семья.
Этому есть много причин и первая - гендерно-социальная, то есть, основанная на традиционных для России советской представлениях о роли мужчины и женщины в бизнесе.
Если в Италии или Франции мужчине не зазорно быть хозяином цирюльни или радушным шеф-поварм в семейной пиццерии, то в России бытовые услуги в советское время считались делом исключительно женским. Поэтому семейный салон красоты рассматривается как кособокое предприятие. В нем либо муж дал деньге жене и ни во что не вмешивается (тут все неприятие падает на жену - хорошо ей на мужнины деньги из себя бизнес-леди корчить) либо муж делает бизнес вместе с женой, и тогда у окружающих возникает другой вопрос: что ж он за мужик такой, если вместе с бабой в мелкой луже полощется?
Еще хуже, если в компании работают и дети, тут может быть только одна версия – не удались наследники, выше мамки с батькой прыгнуть не получилось!
Однако при таком обилии негатива, мы все чаще встречаем семьи, где и муж, и жена довольны своей работой, находят общий язык в представлениях о дальнейшем развитии бизнеса и готовы дать своим детям шанс поучаствовать в создании семейного благосостояния.
Типичный портрет такой фирмы: жена - парикмахер или косметолог, обычно именно она числится и учредителем компании. Муж – финансовый директор, экспедитор, заведующий хозяйством, и, что характерно, «добрый полицейский». Семейные пары очень быстро втягиваются в эту игру «добрый и злой» руководитель. Причем злого начальника чаще играет жена, а доброго муж.
Психологи объясняют это тем, что женщина сильнее на тактическом поле, а мужчина – на стратегическом. И, как мы знаем, мелкие выяснения отношений между работодателем и работником – это характер тактических боев.
Впрочем, в некоторых салонах красоты муж работает администратором, причем не считает свою работу ущербной. Так, на одной из Конвенций салонов красоты (в рамках Интершарма) в зале обнаружился именно такой работник, который с удовольствием рассказывал о том, что ему работа очень нравится.
И также стоит отметить, что на нашем пути не встречались салоны, в которых муж работал бы врачом или парикмахером, а жена взяла на себя хозяйственные заботы.
Рассуждая на тему семейного бизнеса в индустрии красоты, эксперты КО «Фабрика бизнеса» решили составить таблицу и разделить плюсы и минусы такой формы ведения дела. Решили неслучайно, в кризис, когда многие семейные пары испытали моральные и материальные трудности в связи с увольнением одного из членов семьи, их могла бы спасти. а кого-то и спасала возможность найти новое дело рядом с родным и понятным человеком – мужем или женой.
И тут пришла пора дать слово социологам (они обычно чувствуют себя задетыми, когда психологам дают слово, а им - нет). Так вот, социологи считают, что в те времена, когда народ перестает доверять своему правительству и не надеется на лучшее со стороны властей, единственно верными узами остаются семейные. Они и ложатся в основу бизнеса.
Итак, вернемся к обещанной таблице.
Плюсы и минусы семейного бизнеса
++++++++++++++++ |
----------------------- |
Создавая предприятие и регистрируя юридическое лицо, можно не напрягаться, высчитывая долю каждого из соучредителей. Родные же люди! |
Если семейные узы разрываются, невозможно определить вклад каждого в созданное предприятие, часто развод отягощается за счет деления имущества (редко справедливого с обеих сторон) |
Если создатели бизнеса близкие родственники, им легче найти общий язык в обсуждении как стратегических, так и тактических шагов дальнейшего развитии фирмы |
Близкие по убеждениям либо вынужденные уступать друг другу в споре люди могут проглядеть сложный, поворотный момент в развитии своего бизнеса, ведь они всегда «глядят в одну сторону». Между тем опасность, вполне возможно, подкрадывается с другой. |
Семейный бизнес позволяет его участникам комфортно управлять предприятием, используя ту же модель отношений, что сложилась дома, в семье, где каждый знает сильные и слабые стороны другой половинки и умеет их использовать в интересах дела. |
Если ролевые отношения в семье не устраивают одного из участников, то повторение той же затверженной роли на работе может, в конце концов, надоесть. Конфликт перерастет в стадию распада и семьи, и бизнеса. |
Если учредителями компании и главными ее двигателями являются два заинтересованных в развитии бизнеса человека, это удваивает ее (компании то есть) шансы на процветание. Двое всегда лучше, чем один! |
Если компания перестает развиваться, и бизнес идет на спад, то помощи ждать неоткуда, все семейные, а значит, самые верные ресурсы уже исчерпали себя. |
Если компанией управляют мужчина и женщина, это позволяет использовать преимущества стратегического и тактического плана. В одних ситуациях главную роль играет жена, в других - муж. |
Если персонал салона красоты поймет, какую роль в семье и в бизнесе играет каждый из ее членов, то очень быстро найдутся манипуляторы, который смогут вбивать клин между близкими родственниками. |
Работа вместе с близкими, любимыми людьми добавляет ноту душевного комфорта, снижает тревожность членов семьи, ведь все рядом, вместе, перед глазами. |
Близкородственные отношения расслабляют членов семьи, когда они управляют производством. Через некоторое время они готовы руководить в халате и пижаме, потому что все так удобно, комфортно, как дома. Такое расслабление до добра не доводит. |
Не найдя перевеса в положительных или отрицательных сторонах бизнеса, мы решили задать вопрос о семейной деле сотрудникам кредитных отделов нескольких банков, а точнее, пяти.
Вопрос звучал так: при равных условиях кредитования юридического лица являются ли преимуществом близкородственные отношения учредителей. В двух банках нам ответили, что это не имеет отношения к кредитованию.
В трех банковских организациях ответили, что официально – не является, а на деле может стать реальным стимулом для того, чтобы рассмотреть вопрос более пристально и дать согласие на кредит.
01.12.2010
|