<< назад к списку
Итоги 2009: кризис не в салонах красоты или СПА, кризис – в головах их руководителей
Олег Катюхин
На основании собственного опыта работы с салонами и общения с ведущими бизнес-консультантами салонного бизнеса в Украине и России, я сделал следующие выводы:
- Для существенной реорганизации и переосмысления стратегии развития салонного бизнеса сила удара кризиса оказалась слабоватой – лишь некоторые руководители начали чесать в затылке и пытаться что-то изменить и адаптироваться, в том числе с помощью внешних консультантов. Большинство же восприняли кризис как временное явление, которое нужно всего лишь переспать, как медведь в берлоге. Жирок, накопленный за предыдущие годы, пока не израсходован. Но кризис не прошел – инерция и косность еще аукнутся.
- Социологические исследования показали существенное изменение потребительского поведения – сменились приоритеты потребления и критерии выбора товаров и услуг. Это практически неуправляемый, физиологически и психологически обусловленный процесс. Этому были посвящены мои доклады на московском и киевском «ИнтерШарме», публикации в профессиональных журналах. Люди изменились, мы с вами изменились как потребители – продуктов, техники, одежды... А свой бизнес, и предложение своих (салонных) услуг продолжаем вести как ни в чем небывало – по докризисным стереотипам. И еще удивляемся неудачам!
- Эти стереотипы проявляются во всем – от ценовой до кадровой политики и маркетинга. По-прежнему, салоны и салончики обожают обзываться «ВИП», «Престиж», даже если находятся в подворотнях, устраивают в прейскурантах гонки ноликов в ценах на услуги, персонал продолжает бездельничать в ожидании «золотого клиента», руководитель продолжает размышлять – какого бы еще дорогостоящего оборудования (рожна) купить, чтоб не как («или как») у других.
- Многие промашки менеджмента вполне можно списать на отсутствие необходимого образования – ведь кто-то вырос из мастеров, а кто-то получил салон красоты в подарок. Именно поэтому актуально повышение компетентности и знаний руководителя – от чтения специальной литературы до участия в тренингах и конференциях.
- Позитивным моментом последнего года отмечу тенденцию к расширению сферы СПА –многие СПА салоны стараются освоить и предложить природные СПА-технологии, делая их доступными своим реальным клиентам. Так что доступное СПА в ближайшем времени станет стандартной услугой каждого уважающего себя салона.
- Теперь я сам не даю готовые рецепты салонам красоты и СПА. Основные антикризисные решения мы выразили в рыночной концепции и практических технологиях линии «SPANI». Удивительно, вслед за новыми программами со СПАНИ в салоне начинают появляться новые идеи, перспективы, оживает коллектив, появляется запись, образуется прибыль. Так что тот, кто готов к переменам – берет, осмысливает, внедряет и меняется.
- Теперь вспомните определение революционной ситуации по В.Ленину: когда верхи не могут управлять, а низы – не хотят жить по-старому. Иронично перефразируя, определение салонного кризиса по О.Катюхину: «салоны не могут предлагать, а клиенты не хотят платить по-старому». Делайте выводы.
Олег Катюхин, СПА-эксперт, СЕО и научный консультант украинско-ирландской серии «SPANI», судья украинских чемпионатов по СПА-массажу, консультант инвестиционно-девелоперской фирмы «Koral», Прага, Чехия.
Адрес для переписки с автором: katuhina@gmail.com 09.02.2010
|