Как открыть фитнес - центр
ГЛАВНАЯ О ФАБРИКЕ КОНТАКТЫ
 

ФИТНЕС БИЗНЕС
Как открыть фитнес - центр
Как открыть фитнес - центр

Новости и семинары
Статьи
Новости фитнес бизнеса
Как открыть фитнес - центр
Что такое хороший фитнес-клуб?
Как открыть фитнес-центр
Бизнес-план фитнеса
Наши услуги
Пакет документов для открытия фитнес-центра в Москве
Контакты
Контакты
 
Вся Фабрика Бизнеса:
Салонный бизнес
СПА бизнес
Ресторанный бизнес
Стоматологический бизнес
Аптечный бизнес
Фитнес бизнес
Как открыть боулинг
Туристический бизнес
Франчайзинг бизнес
Цветочный бизнес
Санаторный бизнес
Директ Фабрика:
 


Здоровье second hand. Фитнес-индустрия переживает бум

Роман Накашидзе, Сергей Старостин

Создание фитнес-клубов в России становится индустрией. Лидирующие компании этого сектора укрупняют бизнес. Владельцы спортивных клубов осваивают нижнюю ценовую нишу и готовятся к региональной экспансии.

В Москве оборот фитнес-индустрии составляет не менее $200 млн в год, и это только начало. В прошлом году в столице открылось еще шесть новых фитнес-клубов. Будут они открываться и в этом году. Наиболее активные игроки этого рынка спешат занять свободные пока еще места.

Международная сеть World Class Fitness Clubs (не путать с российскими клубами World Class) открывает во второй половине марта клуб «Смоленский пассаж». Владельцы клуба Gold’s Gym собираются строить еще один фитнес-центр в Москве. «Планета Фитнес» во втором квартале планирует открыть два новых клуба в Москве и один в Санкт-Петербурге. А хозяева клуба Sport Line увеличивают его площадь с 4000 до 10 000 квадратных метров. К началу лета, когда будет достроено новое здание Sport Line, он станет самым большим оздоровительным центром в столице.

Выше не бывает

Витриной достижений отечественного фитнес-бизнеса служит Москва. Владельцы двух с лишним десятков уже существующих спортивных клубов сформировали у жителей столицы представление о том, что такое фитнес-клуб. Как правило, это спортивно-оздоровительный комплекс, в котором под руководством инструкторов проходят занятия различными видами аэробики, упражнения на силовых тренажерах по индивидуально разработанным программам. Большинство клубов зарабатывают и на дополнительных услугах: массаж, косметология, диетология, парикмахерские салоны, бани, бары, рестораны, спортивные магазины.

Первым столичным фитнес-центром – в классическом понимании – стал в 1993 году клуб World Class на Житной улице. До 1997 года клубом руководила Ирина Краг, о которой мы расскажем ниже. Начиная с 1997 года руководство компанией перешло к Ольге Слуцкер. (На прошлой неделе она оказалась одной из деловых женщин, которым президент Владимир Путин устроил торжественный прием накануне Международного женского дня.) Фактический хозяин World Class Владимир Слуцкер (супруг Ольги Слуцкер) сумел получить право использовать марку на территории России и СНГ у материнской шведской компании – той самой, что теперь открывает «Смоленский пассаж». Сейчас у российской сети World Class три клуба. Один из них, расположенный в престижном подмосковном поселке Жуковка, является, пожалуй, самым дорогим в России – $4000 за годовой абонемент. У World Class около 8 тыс. клиентов, а оборот компании, по нашим данным, составляет не менее $40 млн.

Второй по «возрасту» игрок в секторе – клуб крупнейшей американской фитнес-сети Gold’s Gym (630 клубов по всему миру) на Ленинградском проспекте. В Москве Gold’s Gym открылся в 1996 году. Количество членов клуба его директор по маркетингу и продажам Алексей Каширин не называет.

Третий крупный игрок – сеть «Планета Фитнес», открытая на деньги американских инвесторов. По своим масштабам и амбициям эта компания самая крупная – оборот не менее $50 млн. Сейчас сеть насчитывает 5 клубов в Москве и 3 в Санкт-Петербурге и имеет в активе около 12 000 клиентов. Глава компании Ирина Краг до «Планеты Фитнес» организовала в России World Class, а потом покинула эту компанию. «Планета Фитнес» первой в Москве стала декларировать демократичную концепцию: фитнес-клубы должны быть доступны представителям среднего класса. Впрочем, от деклараций до действительного снижения цен целая пропасть.

Ecть в этом секторе и игроки со стопроцентным отечественным капиталом. Фитнес-клуб Sport Line, по словам его главы Сергея Рожкова, никогда не получал ни цента зарубежных инвестиций. Финансовые успехи клуба остаются загадкой, так же как величина его клиентской базы и состав учредителей. Руководство компании скрывает даже штат фитнес-клуба.

Почти все перечисленные клубы объединяет то, что работают они в верхней ценовой категории. Эта ниша уже неплохо заполнена. По оценке рекламного директора Greenway Club Сергея Ивлева, дорогих и качественных клубов в Москве сейчас около 15. Другие специалисты согласны с такой оценкой.

Дальше развивать бизнес в верхней нише затруднительно. Такого мнения придерживаются, в частности, в компании «СпортМастер», которая поставляет оздоровительным клубам оборудование и тренажеры. Ведущий менеджер «СпортМастера» по продажам Владимир Петлеванов считает, что спрос на услуги дорогих фитнес-клубов в Москве ограничен. 20 таких клубов – это потолок для Москвы, убежден он.

Значит, владельцам клубов придется осваивать новые ниши и искать дополнительные источники доходов.

Боулинг как маркетинговый ход

Активный поиск новых идей, которые смогут выделить клуб среди остальных заведений, – главная тенденция в развитии отечественного фитнес-бизнеса, считает Владимир Петлеванов.

Первая «идея» напрашивается само собой – искать возможность снизить цены. Дальнейшая перспектива развития фитнес-индустрии – в организации клубов для менее состоятельных слоев населения. Так считают практически все члены фитнес-сообщества. Сергей Рожков, находясь во главе элитного клуба, говорит о том, что будущее за небольшими комплексами. «Фитнес-клуб станет частью каждого спального района», – предсказывает Ирина Краг.

Более осторожна в высказываниях на эту тему Ольга Слуцкер из World Class. Она считает, что будущее за ее подходом к бизнесу, предполагающим отсутствие большого потока клиентов – производного низких цен. Вокруг клубов World Class Ольга Слуцкер несколько лет назад сумела создать ореол элитарности – среди ее клиентов много звезд шоу-бизнеса и других публичных персон. Тем не менее даже Ольга Слуцкер планирует снизить цены на абонементы в некоторых из своих клубов до уровня $1500 в год.

Самым явным приверженцем снижения цен является Ирина Краг из «Планеты Фитнес». Но ее намерения не всегда подтверждаются делом. Вопреки рекламной формуле «$365 в год» даже полугодовой абонемент в самом демократичном по цене из клубов «Планеты Фитнес» стоит $400. Набор услуг и качество обслуживания в этом клубе несопоставимы с дорогими заведениями. Морально устаревшие скрипучие тренажеры, тесное и душноватое помещение, отсутствие обычных в других местах бесплатных полотенец, жидкого мыла в душе и весов в раздевалках. Наконец, неудобное расположение и плохо обученный персонал – вот другая сторона дешевизны. Однако, как показывает опыт «Планеты Фитнес», концепция такого клуба в Москве вполне жизнеспособна. Клиенты, не готовые платить за здоровый образ жизни $2000 – 2500 в год, переполняют дешевую «Планету Фитнес», что на Варшавском шоссе, даже в рабочее время. Это самый красноречивый показатель незаполненности ниши демократичных фитнес-клубов в Москве.

Сергей Рожков из Sport Line тоже говорит, что его компании необходимо снижение цен для привлечения новых клиентов. Но действует он более осторожно. Более гибкую ценовую политику клубу позволит проводить ожидаемое увеличение площадей. Тем не менее на одну только ценовую политику в Sport Line не уповают. Фирменные «фишки» – второе, чем клубы пытаются отличаться друг от друга. Отличительной изюминкой клуба Sport Line стал боулинг, который доступен как членам клуба, так и остальным посетителям. «Любители боулинга, заглядывающие к нам в основном вечером, частенько становятся клиентами нашего фитнес-клуба, – утверждает Сергей Рожков. – Идея оказалась настолько хороша, что некоторые конкурирующие фирмы уже решили строить боулинговые дорожки в своих клубах».

Новый клуб «Смоленский пассаж» делает ставку на другое конкурентное преимущество. В «Смоленском пассаже» действуют беспрецедентные для Москвы скидки на групповое членство. Фактически это первый клуб в России, претендующий на звание корпоративного. Годовой абонемент для групп в пять человек и более шведские владельцы фирмы продают за $900. Цена для клиентов-одиночек почти в два раза выше – $1600.

Отличительная особенность клуба Gold’s Gym – наличие площадок для игровых видов спорта. На баскетбольную площадку, например, иногда наведываются звезды из клуба ЦСКА, с которым у Gold’s Gym давние партнерские отношения. Присутствие в зале реальных звезд спорта стало фирменным маркетинговым ходом.

Говорят, что один из московских оздоровительных клубов собирается открывать круглосуточный бассейн. И это тоже может привлечь какое-то количество клиентов.

Новичок платит

Число компаний, заинтересованных в инвестировании в этот бизнес растет. «Тенденция взрывная», – говорит об этом Ирина Краг. С одной стороны, для старых игроков это проблема. А с другой – источник дополнительных доходов.

«Фитнес я считаю прекрасным делом, в которое стоит вкладывать деньги, – говорит Ольга Слуцкер. – Но для открытия фитнес-клуба недостаточно потратить две копейки». На реконструкцию бассейна одного из клубов World Class, по словам Ольги Слуцкер, в 1998 году было потрачено около $1 млн. Дорого обходится и персонал, на оплату которого уходит до 25% доходов.

На примере World Class становятся понятными и основные источники дохода в этом бизнесе (см. диаграмму). Фитнес-центры с более демократичной ценовой политикой живут в основном за счет продажи абонементов. Как говорит Ирина Краг, дополнительные услуги, включая спа (в это понятие входят такие санаторные услуги, как массаж или грязелечение), в общем доходе ее компании составляют не более 5 – 6%.

Новые игроки, появляющиеся в фитнес-индустрии, готовы платить профессионалам за помощь в организации этого бизнеса. Для «старых» игроков это тоже перспективный источник дохода. Самые проницательные на этом уже зарабатывают.

Еще в 1999 году компания World Class получила эксклюзивные права на представление и внедрение системы CMS (Club Marketing & Management Services) на территории России и СНГ. CMS International – ведущая американская компания по фитнес-консалтингу. Установившая партнерство с ней Ольга Слуцкер предлагает новичкам фитнес-бизнеса платную помощь, начиная от подбора персонала и заканчивая управлением чужим бизнесом.

Фитнес-консалтинг осваивает и компания Ирины Краг. В структуре «Планеты Фитнес» существует отдельное подразделение, сотрудники которого в настоящий момент консультируют порядка 45 сторонних проектов, часть из них – региональные. При участии «Планеты Фитнес» был открыт клуб «Атлетик» в Донецке. В планах Краг – осваивание франчайзинга. Компания уже разработала концепцию для привлечения партнеров. Но пока нет достаточных юридических и финансовых условий для создания такой системы, говорит Ирина Краг. Региональным партнерам может, например, оказаться не по карману оборудование. К примеру, новая профессиональная беговая дорожка марок Paramount или Life Fitness стоит в районе $10 тыс.

Однако расходы на приобретение оборудования можно значительно сократить. Одна из перспектив развития фитнеса Владимиру Петлеванову видится в зарождении рынка оборудования second hand. Сегодня существует очень четкий рынок предложений, говорит он. Крупные фитнес-клубы, существующие уже несколько лет, склонны менять модельный ряд своих тренажеров и оборудования. Ресурс профессионального оборудования составляет 10 – 12 лет. Проработав около четырех лет, эта техника остается полностью работоспособной, но по меркам дорогих клубов морально устаревшей. Покупка беговой дорожки за часть ее стоимости с дальнейшим сервисным обслуживанием была бы хорошим выходом для региональных бизнесменов. Да и для появляющихся столичных клубов, ориентированных на людей с более низкой покупательной способностью, чем у клиентов дорогих клубов, second hand может стать возможностью уменьшить первоначальные финансовые вложения.

А что может помешать буму фитнес-индустрии, так это рост продаж домашних тренажеров, который в Москве тоже уже заметен. На это указывает ведущий менеджер по продажам компании «СпортМастер» Владимир Петлеванов. Москвичи, у которых не хватает времени или денег для посещения фитнес-клубов, активно обзаводятся домашним оборудованием.

Авторы: Роман Накашидзе, Сергей Старостин
Источник: http://http://www.ko.ru/document.asp?d_no=3298&cp_no=2&cp_type=ct_no/

 
ЗАДАТЬ ВОПРОС
 







Copyright © 2005 FabrikaBIZ.ru
 
Новости фитнес бизнеса:

Мебель для фитнеса - шкафы для раздевалок с электронными замками
31.08.2014

Автоматизация фитнес клуба – выбор оптимального решения
10.02.2010

Каких рекламных буклетов лучше не делать
03.09.2009

Кто должен управлять фитнес клубом: профессиональный спортсмен или профессиональный менеджер?
24.07.2009

Мужские предпочтения: скорее солярий, чем косметолог
20.01.2009

Подарочные сертификаты в фитнес, или тренировка в упаковке
10.12.2008

Как открыть фитнес: история из жизни
21.10.2008

Позвольте клиенту платить за любовь
29.06.2008

SPA: три невеселые буквы
13.02.2008

архив старых статей >>
 



 
 
Союз поставщиков красивого бизнеса:

 
 

 
Rambler's Top100  
 
 
Реклама: