<< назад к списку
Россия приглашает все новых зарубежных представителей автомобильного бизнеса начать отверточную сборку
Российское правительство делает шаги по привлечению все новых иностранных автоконцертнов к созданию производств и сборочных площадок. С ноября 2007 года подобные проекты развития автомобильного бизнеса находились, мягко говоря, в подвешенном состоянии. А теперь стороны возвращаются к подготовке договоров о промышленной сборке автомобилей на территории России. Несмотря на экономический кризис, по крайней мере два известнейших бренда уже продемонстрировали заинтересованность в этом. Речь идет об Opel и Mercedes, которые хотят собирать свои машины на площадках Горьковского автомобильного завода.
Что крайне важно для владельцев автомобильного бизнеса, последними решениями российских чиновников производители автомобильной техники, уже открывшие в России сборочные площадки, теперь, по сути, избавлены от ответственности за недостаточную долю местных запчастей в своей продукции.Можно даже сказать, что иностранные автомобильные компании теперь сильнее нужны российским властям, чем самим им Россия с ее сжавшимся вдвое, если не больше, автомобильным рынком.
Что изменилось в автомобильном бизнесе промсборки
На днях вышел межведомственный приказ об изменениях в режиме промсборки, который вступит в силу с 9 февраля. Минэкономики, Минпромторг и Минфин подготовили совместный приказ на месяц позднее, чем планировалось. Представитель одного из ведомств признал, что документ утверждали с большим трудом: в нем гораздо больше деталей, чем в предыдущих редакциях, и теперь довольно четко объясняется, чего, собственно, государство хочет от автопроизводителей.
Сейчас на основании соглашений с правительством о промышленной сборке работает большинство автозаводов, даже российские «АвтоВАЗ» и ГАЗ (исключение составляют «Автотор» и «ТагАЗ»). Режим промсборки дает возможность ввозить детали для новых моделей по низким импортным пошлинам (до 5%). Взамен производителю нужно построить на своем заводе цеха по окраске и сварке кузовов, а также в течении нескольких лет довести использование российских деталей (локализацию) до 30%. В ноябре 2007 года, в связи с тем, что Россия планировала вступать в ВТО, а такой режим противоречит ее требованиям, подписание новых соглашений по промсборке было остановлено. Но теперь о ВТО речь больше не идет: ведь и таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией несовместим с членством в этой организации. Так что, почему бы не позвать еще гостей?
Приходите на Дальний Восток
Формально приказ должен помочь приходу новых автопроизводств в регионы, и в первую очередь, на Дальний Восток. На это указывает пункт 4 в приложении к приказу. Промсборка будет одобрена лишь ради социально-экономического развития региона, где предполагается разместить сборочное производство «в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и/или Правительства Российской Федерации». Таким образом власти отреагировали на проблему нехватки в регионе леворульных машин. Везти автомобили по железной дороге по льготным тарифам, как рассчитывали чиновники, производители так и не стали.
Уже месяц во Владивостоке работает завод «Соллерс», который выпускает здесь внедорожники SsangYong. Как пояснила представитель компании Зоя Каика, корейский автомобильный бизнес может воспользоваться новым приказом, чтобы расширить число моделей, которые выпускаются в регионе. Другие производители, в том числе «АвтоВАЗ», Renault и Nissan заявляли о готовности строить свои заводы на Дальнем Востоке. Однако едва ли они сделают это скоро: продажи машин в России в этом году будут не выше прошлогодних, а выходить в регион, где население привыкло к поддержанным, но качественным иномаркам, импортированным из Японии и Кореи, рискованно. Для «Соллерс» инициатива на Дальнем Востоке скорее всего не обернется мгновенной прибылью, зато производитель получит (за счет альянса с Fiat) право называться вторым, наряду с «АвтоВАЗом»-Renault, ключевым альянсом в сегменте легковых автомобилей и на этом основании рассчитывать на господдержку в случае любых трудностей.
Если на Дальный Восток, помимо «Соллерс», никто не рвется, то нижегородскому региону готовы помочь сразу два иностранных автоконцерна. Источник в Объединении автопроизводителей России, пункт, позволяющий возобновить подписание соглашений, появился по просьбе General Motors (для марки Opel) и Mercedes-Benz. Оба производителя признали, что ведут переговоры с ГАЗом об открытии сборки на его площадях. В GM идет подготовка к запуску бюджетной иномарки и легких коммерческих автомобилей, на которые компания хотела бы значительно снизить цены, говорит управляющий директор Opel в России Ин Хакер . Представитель компании Mercedes-Benz объяснил, что в первую очередь речь идет о совместном с ГАЗом выпуске коммерческих машин, однако впоследствии речь может пойти и легковых автомобилях. Впрочем, как неофициально заметил представитель Минпромторга, доказать, что выпуск «шестисотых» необходим для развития какого-либо из регионов России, будет практически невозможно, а следовательно, не получится и получить под них льготы.
Новый документ актуален и для других автопроизводителей, которые захотят увеличить количество выпускаемых в России моделей. Сейчас готовятся к запуску своих заводов PSA Peugoet-Citroen, Mitsubishi и Hyundai .
Отверточная сборка – это фикция
Возобновляя подписание соглашений, власти прописали в чем-то более жесткие правила для производителей. К примеру, моделей, которые выпускаются крупноузловым методом SKD, – в народе его называют «отверточным», – должно быть не больше, чем собираемых по схеме CKD (с окраской и сваркой кузовов). Кроме того, чиновники сделали более регулярными отчеты для производителей: по новым соглашениям отчитываться надо будет раз в полгода, а не раз в год – и прописали, какие именно документы хочет видеть от них Минпромторг. Это – отчет о фактических капиталовложениях, сведения об объемах выпуска продукции и отчет об автокомпонентах, фактически ввезенных на территорию РФ и использованных для сборки автомобилей.
Производителям придется также отчитываться о наличии автокомпонентов на складах, о бракованных запчастях, о факте их утилизации, а также предоставлять бухгалтерскую отчетность за предыдущий и текущий годы. На основании этих данных в Минпромторге самостоятельно будут определять, достаточно ли проделанной работы и потраченных средств для продления соглашений.
Большая часть этой информации нужна чиновникам, чтобы понять, как продвигается локализация автопроизводств, переходят ли компании на российские детали. Например, стоимость бракованных деталей можно учитывать при определении степени локализации, а можно считать без них, и тогда эта степень будет ниже. Но власти одновременно сигнализируют, что, хотя они хотят тщательнее следить за процессом, наказывать за то, что локализация идет медленно, они не будут. Раньше соглашения о промсборке предполагали выплату задним числом всех пошлин в полном размере, если к оговоренному сроку не будет достигнута 30-процентная локализация. В новом приказе этого условия нет. Более того, чиновник Минпромторга сообщил, что пошлины за предыдущие периоды не заставят платить и тех производителей, которые заключили соглашения по старым правилам. Глава Комитета автопроизводителей «Ассоциации европейского бизнеса» Дэвид Томас замечает, что новый правительственный документ – шаг навстречу иностранным производителям авто. Но тем сейчас надо хорошенько подумать, стоит ли расширять производство в России: ведь в прошлом году в стране не было продано и половины того количества машин, которое казалось реальным еще в начале 2009-го. Проблему такого масштаба господдержка решить вряд ли может, по крайней мере, быстро.
02.02.2010
|