<< назад к списку
АвтоВАЗ: вертолет давно устал летать
Автомобильный бизнес - дело не простое. В советские времена, когда с конвейера АВТОВАЗа каждые 22 секунды с конвейера сходил автомобиль, многие из которых были с бирками с номером, обозначающими страну назначения (то есть однозначно - валютные поступления Советского Союза, в распоряжении снабженцев был даже вертолет - ведь недостаток буквально одной позиции для комплектации означал простой, измеряемый не только в штуках, но и в валюте. А в это время Тойота давно уже перешла на принцип поставки запчастей «точно-в-срок», чтобы не загружать склады запасами и не замораживать оборотные деньги, и все мировые бренды раздали производство комплектующих десяткам, сотням, тысячам независимых предпринимателей. На этом фоне архаично выглядела попытка АВТОВАЗа самому производить все что нужно для автомобиля. Не дело автомобильного бизнеса по производству машин самостоятельно производить все до последней гайки, и постепенно АВТОВАЗ по примеру просвещенной Европы раздал всем сестрам по серьгам, передав производство комплектующих независимым фирмам и сконцентрировался на сборке автомобилей.
И вот только что СМИ принесли известия о том, что АвтоВАЗ может взять в управление компонентные предприятия самарской группы СОК, которая обеспечивает до 10% потребности завода в комплектующих. АвтоВАЗу подобная сделка даст гарантию поставок компонентов по низкой цене, а группе СОК позволит полностью выйти из автомобильного бизнеса.
Вчера агентство Reuters сообщило, что АвтоВАЗ может взять в управление восемь компонентных предприятий, принадлежащих самарской группе СОК: ОАО "Автосвет", ОАО "Белзан" (крепежные изделия), ОАО "Счетмаш" (автоэлектроника), ОАО ОСВАР (осветительное оборудование), ЗАО "Вазинтерсервис" (детали сцепления, рулевого управления и проч.), ООО "Мотор-Супер" (элементы подвески, двигателя и проч.), ООО "Комплект-ЛТД" (элементы подвески и системы охлаждения) и ООО "Росавтопласт". По данным агентства, группа СОК предложила АвтоВАЗу купить заводы, но ответа пока нет. АвтоВАЗ не собирается их покупать, поскольку у завода нет денег, поясняют источники "Ъ", но думает над тем, чтобы взять предприятия в управление. Никаких документов на этот счет не подписано, отмечают собеседники "Ъ". От официальных комментариев на АвтоВАЗе и в группе СОК отказались.
Группа СОК давно хочет выйти из компонентного бизнеса - переговоры с покупателями она начала еще до кризиса. Активы предлагались холдингу "Объединенные автомобильные технологии" (ОАТ, создан "Ростехнологиями" и "Тройкой Диалог"), который управляет рядом компонентных производств АвтоВАЗа. Но ОАТ отказался. Reuters отмечает, что финансовое положение активов СОКа тяжелое: заводы обременены "большим долгом". Совокупный долг заводов в группе СОК не раскрывают, но отмечают, что он "невысокий", то есть "не превышает трех EBITDA заводов, или 25% их совокупной выручки".
Если СОК передаст заводы в управление АвтоВАЗу, это будет означать выход группы из автомобильного бизнеса - автосборочный завод "ИжАвто" группа уже продала. Для АвтоВАЗа подобная сделка - возможность контролировать поставки на свой конвейер. Для завода важна бесперебойность поставок и возможность контролировать цену компонентов. Пока ни того, ни другого не получается: с поставщиками завод постоянно конфликтует, требуя снижения цен. Ряд поставщиков отгружает АвтоВАЗу компоненты с перебоями - завод с начала года втрое нарастил производство, и поставщики оказались не готовы к столь резкому росту объемов.
Президент АвтоВАЗа Игорь Комаров уже говорил "Ъ", что АвтоВАЗ мог бы управлять компонентными производствами с большим уровнем долга - главное загрузить их заказами. Цена этого заказа должна быть такова, чтобы поставщик балансировал на уровне рентабельности и доказал кредиторам свою жизнеспособность, а АвтоВАЗ мог бы за счет покупки дешевых компонентов избежать роста цен на автомобили. Пока ни об одном подобном проекте объявлено не было.
АвтоВАЗ не раз заявлял, что компоненты - непрофильный для него бизнес, от которого, наоборот, надо уходить, отмечает аналитик ИК "Атон" Юлий Матевосов. С другой стороны, уточняет аналитик, если сделка с СОКом не требует денег, "взять заводы в управление можно". Заводы группы СОК обеспечивают до 10% потребности АвтоВАЗа в компонентах, добавляет Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала", и завод заинтересован в том, чтобы сохранить эти предприятия.
05.07.2010
|