<< назад к списку
Накатили на сборку иномарок
В сборочном автомобильном бизнесе опять толкаются локтями. Что там под ковром делается, можно только догадываться, но на прошлой неделе предложения по изменению режима промсборки, подготовленные Минпромторгом были представлены автопроизводителям, а сейчас согласовываются с Минэкономики, где впрочем уже против, и уверены, что лоббируется это в интересах двух консорциумов - СП "Соллерс" и FIAT, а также АвтоВАЗа с Renault-Nissan. Как сообщает газета Коммерасант, в General Motors (GM), Nissan и группе ГАЗ подтвердили, что Минпромторг ознакомил их со своими предложениями, но комментировать их отказались. В Renault, Hyundai, Volkswagen, "Соллерс" и министерствах также не стали обсуждать изменение режима промсборки, а телефоны представителей АвтоВАЗа, Toyota и Citroen не отвечали.
А суть проста - Минпромторг предлагает иностранным автоконцернам, имеющим автозаводы в России, перезаключить действующие инвестсоглашения о промсборке. Новые соглашения будут содержать более жесткие требования по локализации и объемам инвестиций. Минэкономики против: по его мнению, иностранные концерны не захотят перезаключать соглашения, и предложения Минпромторга обеспечат поддержку только совместным проектам "Соллерс" с FIAT и АвтоВАЗа с Renault.
В режиме промсборки работают все заводы иностранных автоконцернов в России: GM, Toyota, Nissan, Hyundai (запускается в сентябре) в Петербурге, Ford в Ленинградской области, Volkswagen и Peugeot-Citroen в Калуге, а также российские заводы, собирающие иномарки: ОАО "Соллерс" (модели SsangYong и Fiat) и ГАЗ (Volga Siber на платформе Chrysler). В этом режиме планирует работать и АвтоВАЗ (сборка моделей Renault с 2012 года). Режим обязывает инвестора за семь лет создать мощности по сварке-окраске кузова и сборке автомобиля, а также сократить импорт компонентов для сборки на треть.
Предложения Минпромторга ужесточают требования к локализации производства. Проекты предлагается поделить на запускаемые "с нуля" и уже действующие. То есть тем концернам, которые уже имеют в России производства, предлагается перезаключить действующие соглашения. Соглашения предусматривают восьмилетние льготы на импорт автокомпонентов для сборки машин. Взамен инвесторы должны за четыре года создать мощности по выпуску 300 тыс. машин, 200 тыс. двигателей и/или КПП и штамповке кузова, а также российский центр разработки автомобилей, за шесть лет — выйти на уровень локализации в 60%, которая рассчитывается как отношение совокупной таможенной стоимости импортных компонентов к отпускной цене собранного из них автомобиля.
Для тех, кто перезаключает соглашение, установлены более низкий порог инвестиций ($500 млн против $750 млн для проектов "с нуля") и льготный уровень расчета локализации: на старте проекта она принимается за 35% с учетом уже созданных в России мощностей. До сих пор в создание автосборки в среднем инвестировалось $150-200 млн.
Таким образом, Минпромторг впервые признал, что изменение режима промсборки может коснуться уже заключенных соглашений. Разговоры об изменении условий промсборки идут давно, но до сих пор чиновники подчеркивали, что изменять действующие соглашения они не имеют права. Но предложить «добровольно» имеют право. В качестве примеров называются Renault-Nissan-АвтоВАЗ, СП "Соллерс"-FIAT, а также Peugeot-Citroen-Mitsubishi, Volkswagen-Skoda и Hyundai-Kia.
По мнению экспертов отрасли, если уж государство решило изменить правила игры, то оно его изменит...
24.08.2010
|