<< назад к списку
Вам и не снилось. Заметки на полях стандарта
Парикмахеры - народ творческий. И это качество в себе они культивируют прежде всего остального. И поэтому им наверное будет удивительно узнать, что и в их профессии есть стандарт. Тем более, утвержденный, то есть, обязательный к исполнению.
Приказом Минтруда России от 25.12.2014 N 1134н утвержден профессиональный стандарт "Специалист по предоставлению парикмахерских услуг".
В нем, кстати, есть и содержание деятельности парикмахера, что он, собственно, должен делать на своем рабочем месте. Вот в такой формулировке:
"Предоставление услуг по уходу за волосами путем физического и химического воздействия на волосы или кожу головы в целях удовлетворения потребностей клиента, с учетом его индивидуальных особенностей и направлений моды в парикмахерском искусстве".
Просто и понятно.
При этом все работы парикмахера делятся на две категории:
I Предоставление типовых парикмахерских услуг
Специалисты этого уровня могут иметь запись в трудовой книжке:Парикмахер. Парикмахер-универсал. Женский парикмахер. Мужской парикмахер. Парикмахер широкого профиля.
Вот список работ, которые они могу выполнять:
- Мытье и массаж головы, профилактический уход за волосами
- Выполнение классических женских, мужских, детских стрижек и повседневных укладок волос различными инструментами и способами
- Химическая завивка волос классическим методом
- Окрашивание волос на основе базовых техник
- Выполнение классических причесок на волосах различной длины
- Оформление усов, бороды, бакенбард классическим методом
II Предоставление парикмахерских услуг повышенной сложности
Должности по трудовой книжке: Парикмахер-модельер. Парикмахер-стилист. Технолог. Специалист в области парикмахерского искусства. Модельер-художник. Мастер по наращиванию волос. Мастер постижерного искусства.
И список работ, которые могут делать специалисты этого уровня:
- Выполнение креативных женских, мужских, детских стрижек и комбинированных укладок волос различными инструментами и способами
- Выполнение химической завивки волос с использованием инновационных препаратов и технологий
- Сложное окрашивание волос
- Выполнение сложных причесок на волосах различной длины с применением украшений и постижерных изделий
- Наращивание волос различными методами
- Изготовление постижерных изделий из натуральных и искусственных волос различными способами.
Далее в документе под каждый вид работ разработан стандарт-алгоритм. Он включает в себя трудовые действия, то есть описание, что конкретно должен делать парикмахер во время оказания той или иной услуги, и далее - знания и умения, которыми он должен обладать.
Если проверить специалистов на соответствие профессиональному уровню по стандарту, то, к сожалению, окажется, что люди-звезды с навыками самопрезентации и высокой самооценкой не всегда соответствуют заявленным требованиям. И теперь недостаточно громко сказанных высоких слов, их придется подтверждать делом и знаниями.
Кроме сугубо рабочих стандартов каждая услуга требует еще и сопутствующих организационных знаний и умений.
Вот они с замечаниями по поводу и рабочими рекомендациями для руководителя парикмахерской и самих парикмахеров):
Рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила санитарии и гигиены, требования безопасности. (Проверить, все ли парикмахеры прошли инструктаж по технике безопасности. санитарно-гигиеническую аттестацию, есть ли в парикмахерскойкорпоративны стандарт рабочего места).
Проводить дезинфекцию и стерилизацию инструментов и расходных материалов (Проверить, знают ли парикмахеры о существовании следующего документа: "СанПиН 2.1.2.2631-10. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги").
Проводить санитарно-гигиеническую, бактерицидную обработку рабочего места (Проверить, разработан ли в салоне красоты корпоративный стандарт рабочего места, правила сдачи смены, инструментов и т.д.).
Проводить диагностику состояния кожи головы и волос, выявлять потребности клиента. (Вспомнить, проводился ли в салоне красоты тренинг для персонала по техникам диагностики состояния волос и инливидуальному подбору средств по уходу. Иметь в виду, что трихология и лечение волос - это медицинская услуга ив парикмахерской они оказываться не могут!).
Подбирать форму креативной стрижки в соответствии с особенностями внешности клиента (Вспомнить, проводилось ли обучение парикмахера анатомическим особенностям лица и правилам подбора формы и объема прически. Этому, по идее, обучают в колледже, но вспомнить не помешает).
Обсуждать с клиентом качество выполненной услуги (Навыки общения с клиентом - постоянная работа над собой, обогащение словарного запаса, посещение семинаров по психологии клиенториентированного сервиса. Два-три заезженных комплимента не удержат контакт, напротив, могут его закрыть навсегда).
Производить расчет стоимости оказанной услуги (Деликатная тема, особенно, если в салоне красоты нет четкого алгоритма расчета стоимости исходя из длины и состояния волос и во вреям улсуги возникает необходимость в дополнительных средствах для ухода или восстановления).
Все перечисленное выше парикмахер "худо-бедно" делает. Вопрос как раз в том чтобы из "худо-бедно" выйти на уровень "великолепно!".
А для этого недостаточно закончить колледж и получить специальность (кстати - среднее профессиональное образование для парикмахера - обязательно!), но и постоянно совершенствовать не только умение стричь и красить, но и умение общаться с клиентом, накапливать знания новых технологий, актуальных трендов, истории моды... Словом, учиться всю жизнь, чтобы не автоматически соответствовать какому-то там стандарту, а быть Профессионалом. С большой буквы!
06.07.2015
|