<< назад к списку
Кесарю-кесарево, а слесарю-слесарево
Александр Ходаков
Размышляя над порой диаметрально противоположными мнениями, высказанными в ходе восьмой виртуальной конференции деловой программы косметической выставки CosmoExpoна тему «Что никогда не даст руководителю салонного бизнеса ни один консалтер», мне пришло в голову простое и понятное объяснение роли и миссии консалтера в индустрии красоты и здоровья.
Да, безусловно, владельцы салонного бизнеса, самостоятельно прошедшие сквозь тернии стартового периода, набившие шишки и получившие бесценный опыт – они, быть может, лучшие советчики и консультанты. Но…
- Они не хотят ничего никому рассказывать – это все равно, что рыбак начнет открывать рыбные места всем подряд.
- Они носители опыта, но это опыт (по крайней мере то, что касается стартового периода салонного бизнеса), быстро забывается и еще быстрее устаревает. То, как можно было открывать салон красоты или СПА еще три года назад, уже не годиться сегодня. Многое изменилось. И меняется так быстро, что только тот, кто буквально сегодня открыл свой салон может принести пользу другим, рассказывая о своем опыте. Но стоит пройти небольшому периоду – буквально год, другой, так те, кто воспользуется его знаниями и попытаются скопировать подходы, уже могут попасть в ловушку времени.
- Они в большинстве своем не умеют ни говорить, ни писать. Поэтому консалтеры - по сути, переводчики, которые могут выслушать боевых руководителей и специалистов индустрии, затем перевести с птичьего и китайского языка на доступный всем простой человеческий язык. И несомненно проанализировать при этом все что услышали. А также обобщить. Ведь все движется. Индустрия красоты и здоровья не стоит на месте. Да и бизнес-моделей, различных вариаций и типажей самих предприятий красивого бизнеса больше сотни. Не трудно догадаться, что те подходы, которые годятся для мини-салонов никак не пригодны при проектировании крупных. Кроме того, даже юридически-законодательно парикмахерская абсолютно не то же самое, что косметологическая клиника или СПА центр.
Конечно, цех консалтеров неоднороден. В нем есть и разгильдяи, и бессовестные хапуги, и просто никчемные люди, пытающиеся разве что только заработать на чужом незнании и неуверенности в себе. Но точно так же как и в любом ремесле, среди консалтеров есть и талантливые, и заслуженные, и действительно умеющие создавать бизнес. Те, для которых вопрос «зачем я это делаю» важнее вопроса «как я живу», то есть по сути важнее денег.
Но в целом, возвращаясь к теме статьи, роль и миссия консалтеров на мой взгляд такова:
- Подмечать, наблюдать, видеть куда движется отрасль в целом и деталях. А это невозможно без постоянных контактов с теми, кто является первичными носителями опыта – руководителями и владельцами салонного бизнеса. Если приглядеться – у каждого серьезного консалтера есть десяток-другой вот таких коллег-партнеров, которым чаще всего помогают не за деньги, а по-дружески. Скорее в обмен на первичную информацию, которая затем поступает для анализа тенденций и трендов. Это могут быть и личные встречи, и телефонные звонки, и десятки электронных писем с мест.
- Помогать страждущим. Это не только новички, выходящие на рынок индустрии красоты – открывающих салоны красоты, но и те кто привозит новые косметические линии или оборудование. А также те боевые капитаны салонного бизнеса, которые испытывают какие-то затруднения, будь то кадровые проблемы или иссякающий ручеек новых клиентов, которые перестают приходить в салон красоты. Все это – живое участие консалтеров в развитие рынка. И постоянная подпитка все новым опытом.
- Не заменять собой, а помогать руководителям и владельцам салонного бизнеса открыть в себе то, чего они порой и не подозревают. Так интересно порой наблюдать, как в результате обмена мнениями у людей возникает озарение. «Эврика!» - восклицают они. И это одна из бед для консалтеров. Потому что увы, большинство клиентов, получая знания в ходе совместной работы с консалтерами, постепенно начинают считать, что они и сами всегда были такими умными. Консалтеру остается улыбнуться и уйти…
Резюме:
Вот такой нелегкий труд, вот такой порой неблагодарный. И все-таки – слесарю слесарево, а кесарю кесарево. Именно консалтеры аккумулируют и несут опыт всей отрасли, в то время как львиная доля остальных участников рынка занимается своими локальными задачами, а попросту говоря, зарабатывает свои кровные деньги. Между прочим, куда большие, чем консалтеры. Мне известно, сколько зарабатывает среднестатистический салон красоты в любом регионе нашей страны, я же не налоговая инспекция, и мне все эти цифры легко показывают. Точно так же мне известны доходы многих консалтеров. Так позвольте высказаться, что все разговоры о том, что консалтеры жиреют за счет предприятий салонного бизнеса просто неуместны. А что касается выбора правильного консалтера – то это уж точно не сложнее, чем выбор спутника жизни. Хотя ошибки бывают и там и там.
23.03.2011
|