<< назад к списку
Хочу ли я с вами встретиться?
Александр Ходаков
Вот тоже интересная тема - звонки потенциальных клиентов с запросами на консалтинг салонного бизнеса. С одной стороны, потенциальным клиентам надо уделять внимание, с другой стороны - сколько же тех, с которыми совсем не хочется общаться. А тем более - тратить время на встречи. Я хочу поделиться обратной стороной работы консалтеров, о которых многие просто ничего не знают.
Так или иначе, а встречается на пути консалтера две неравных группы тех, кто обращается за помощью и подсказками. «Стеснительные» и «наглые». Стоит признать, что первых намного больше. Первых я называю «стеснительными», потому что они переживают не только о своем деле, но и о том, что «грузят» своими проблемами посторонних людей. Вторые наоборот… Впрочем, расскажем все по порядку.
Клиенты стеснительные
«Повернись избушка к лесу задом, а ко мне передом!» - знаменитая фраза из фильма-сказки Морозко. Примерно так начинают разговор те, которые почему-то стесняются отвлечь меня своими проблемами. Это ощущается сразу, и хочется сказать - «да что Вы тушуетесь, мы как раз занимаемся проблемами салонного бизнеса! Вы когда приходите к доктору, не стесняетесь, так и здесь не стоит колебаться!». Некоторые, написав письмо и изложив свои вопросы, после быстрого ответа пишут с удивлением - «а вы так скоро отвечаете, это же так необычно!». Нет, ребята, это нормально. Каждое письмо читается, и на каждое обращение мы стараемся ответить. «Почивать на лаврах», это совсем не про нас. Так что не стесняйтесь, пишите, звоните, спрашивайте.
Не надо сомневаться, ибо ваше хорошее воспитание и забота о времени других людей (в данном случае - нас, консалтеров) порой играет против вас. Если что-то не так с салонным бизнесом, лучше это не запускать. Скорее всего, дальше будет только хуже. Не надо переживать свои проблемы в одиночку, когда есть с кем поделиться, и спросить совета. И может быть, получить ответы те вопросы, которые не дают уснуть. Большинство вопросов, как показывает практика, для нас совсем не трудные, многие повторяются чуть ли не каждый день, и ответить на них «за спасибо» нас нисколько не напрягает. Помогать людям приятно, и если вопрос простой, нам ничего не стоит поделиться своими знаниями. Знаю, для кого-то в данный момент возникшая проблема - вопрос жизни и смерти. А для опытного эксперта, простите - раз плюнуть. Так что отвечаем, и рады простому человеческому «благодарю вас!». Иное дело вопросы, которые требуют вникать в конкретную ситуацию, то есть не позволяющие ответить «да или нет» без опасности навредить. Там где требуется погружение, там не может быть поверхностных ответов. Это уже работа, это уже консалтинг.
Клиенты наглые, и совсем не стеснительные
Но есть и другое явление, рассказать о котором не просто, не попробую. Например, такой «звонок в студию»: - Вы Александр Васильевич? Я на Вашем сайте, прочитала тут про то, что Вы занимаетесь консалтингом в салонном бизнесе, хочу встретиться с Вами, когда это возможно?». Закономерный вопрос с моей стороны - о чем встреча, что собственно требуется. Ответ - хочу заняться салонным бизнесом, хочу у Вас все узнать. Пока не понятно, поэтому начинаю расспрашивать подробности. Оказывается, дама хочет купить салон красоты. Отвечаю, что не занимаюсь покупкой-продажей салонного бизнеса, это не мой профиль. Голос в трубке повышается, звучит обида и напряжение: «почему Вы не хотите со мной встретиться? Вы же пишите везде, что занимаетесь консалтингом!!!». Поясняю еще раз, что лично я не занимаюсь покупкой-продажей салонов красоты. На рынке есть разные специалисты, у каждого свой профиль, свои умения и навыки, но по покупке салонов - это точно не ко мне. (примечание: когда-то давно я этим занимался, но пришел к выводу, что хорошие салоны не продаются, а плохие - глаза бы мои их не видели. Насмотрелся до оскомины на зубах).
В трубке - визги, писки и разного рода выражения. Но затем снова звучит настойчиво и непререкаемо - «хочу с вами встретиться, у меня есть вопросы по салонному бизнесу». Такое впечатление, что дама считает, что я просто обязан подорваться и мчаться к ней на встречу, она искренне не понимает, почему мне не хочется терять несколько часов своей жизни на дело, которым я не занимаюсь. Она считает, что я должен подскочить с места и ехать к ней чуть ли не немедленно, хотя на несколько дней вперед работа запланирована. И когда ей отказывают, матерится и бросает трубку. А я при этом думаю - Бог отвел от такого «клиента».
Резюме:
Стеснительные - обращайтесь! Не думайте, что ваши письма и звонки напрягают. Наоборот, с вами приятно работать.
А наглые - да зачем вы вообще идёте в красивый бизнес, где успех в большой мере зависит от того, насколько дружественно для людей выстраивается само дело. Как не прячь стервозность за улыбкой, все равно поганое нутро будет стремиться наружу, срываясь сначала на мастерах, а потом и на клиентах. Иголку в стогу сена не скроешь, будет колоться. Будет жалить. И люди уйдут, почувствовав лживость пластмассовой улыбки, за которой в глубине скрывается отсутствие любви и уважения к себе. Сначала, конечно, покинут корабль салонного бизнеса мастера. А потом и клиенты.
Когда в учебниках по бизнесу говориться, что каждый упущенный клиент - это потеря, я не соглашаюсь. Есть такие клиенты, которых хочется, и даже правильно было бы потерять с самого начала. Счастлив тот, кто может себе это позволить, кто не утоплен обстоятельствами, побуждающими работать с теми, кто тебе неприятен. Ведь консалтинг хорош тогда, когда между сторонами возникает гармония, взаимное понимание, уважение и желание построить новый салонный бизнес как можно лучше. И сделать это вместе. Ключевое слово - «вместе».
Это как в замечательном фильме Мимино, словами персонажа Фрунзика Мкртчяна, водителя автомобиля: «Знаешь что, я тебе умный вещь скажу, но только ты не обижайся - когда мне будет приятно, я ТАК довезу, что тебе тоже... будет... приятно!»
23.09.2013
|