<< назад к списку
85 оттенков серого
Елена Москвичева
Пару лет назад я писала о находке в Санкт-Петербурге. Рабочие, ломая старый дом, обнаружили клад. С волнением разворачивая старую газету 1929 года, они не догадывались, какое их ждет разочарование. В свертке были парикмахерские ножницы, щипцы для завивки и какой-то не совсем понятный строителям мудреный инвентарь.
Конец НЭПа (новой экономической политики), государство берет под контроль всех – единоличников в деревне, кустарей в городе. Сначала обкладывает налогами, потом просто уничтожает как класс.
Правда, слово «калым» продолжало жить на задворках русского языка. Предполагалось, что нет ничего зазорного, если оказать услугу за наличные, не оповещая об этом государство. Оно большое, авось не обеднеет.
В девяностые годы прошлого века, когда в России рождался частный бизнес, слово «покалымить» уже мало кто произносил, но увести клиента из салона красоты не считалось зазорным, да и теперь не считается. Клиент, по разумению сотрудника, он же ничей? Ничей! Вот и нечего ему без дела валяться!
Бесполезно было увещевать, стыдить, грозить увольнением. Сотрудники знали, что в стране есть дефицит кадров, что даже если их уволят, они найдут себе точно такой же другой салон красоты, и там будут подыскивать себе клиентов на дом. Не останавливала их и опасная сторона дела. Помните, в прошлом году приглашенную в дом беременную женщину-парикмахера избили и выбросили с балкона?
А что руководители? Они, конечно, пытались сопротивляться: заводили в городах черные списки мастеров, жаловались в налоговую полицию, даже собирали методом контрольных закупок компрометирующий материал на надомников. Но… но даже если в распоряжении владельца салона красоты было, как говорили все в тех же девяностых, сто чемоданов компромата, мер, по отношению к тем кто нелегально оказывал услуги на дому, не принималось.
Пока нефть стоила за сотню долларов, государству было чем заняться…
Времена изменились. К сожалению, это перестало быть расхожей фразой, перемены почувствовал на себе каждый. Казна пустеет, все возможные налоги и сборы уже придуманы и быстренько одобрены законодательными собраниями всех уровней. Пора браться за надомников.
И руководители салонов красоты некоторых областей с изумлением отмечают, что власти вроде бы как готовы их услышать.
Тут как раз пригодилось социологическое исследование, которое как оказалась уже двадцать лет ведут специалисты в области социальной политики, в котором говорится о том, что практически все жители России в той или иной степени вовлечены в серый бизнес. Более того, оказывается даже есть некоторая карта серого бизнеса по регионам, так сказать 85 оттенков серого:
Каждый четвертый житель Северо-Кавказского округа не платит налоги, но ведет какую-то предпринимательскую деятельность. И это лидер серого бизнеса страны. Меньше всего склонны к тому, чтобы прятать свои доходы, жители Уральского и Северо-Западного округов. В среднем каждый третий житель страны так или иначе приобщен к нелегальным формам получения доходов.
И вот теперь, когда нефть нас уже не кормит, вспомнили и об этой группе наиболее вероятных налогоплательщиков. Внимание, в регионах стали создаваться некие комиссии по борьбе с надомниками. Если правильно вписаться в этот процесс, можно, если не остановить увод клиентов на дом, то хотя бы напугать тех сотрудников, которые еще только присматриваются к вашей салонной клиентской базе, с какой стороны кусочек откусить.
Да и сами парикмахеры должны понять - время свободных полетов заканчивается.
Вот в Белгороде местные власти заявили о намерении вытеснить из сферы серого бизнеса представителей бытовых услуг (парикмахеров, оказывающих услуги на дому, в том числе!).
У здешних чиновников серьезные планы, и потому они начали оперировать цифрами - сорок процентов работников из сферы бытовых услуг в области получают деньги в обход всех правил и не платят налоги. Область теряет миллиарды (слова начальника управления потребительского рынка области Владимира Зубова) рублей доходов.
В области запланировано провести рейды по адресам, где оказываются услуги на дому. И владельцам салонного бизнеса нужно об этом знать. Будут ли они предупреждать своих работников о том, что их могут поймать с поличным, или дождутся возмездия - их выбор. Но нужно быть готовым к тому, что ситуация с домушниками будет меняться.
В Вологде также Ассоциация предпринимателей готова бороться с надомниками, создавать списки тех, кто оказывает услуги на дому, передавать их в налоговую инспекцию.
В ноябре к движению подключился Дальний Восток. На конференции предпринимателей вопрос о надомниках решался в другом ключе, предполагалось выдать всем патент, и пусть работают себе на здоровье. Насчет «здоровья» так и хочется скаламбурить - кто будет проверять соответствие санитарным правилам и нормам у этих самых надомников, если они возьмутся стричь и красить на кухне?
Впрочем, прежде, чем заставить купить патент, надо этого нелегала обнаружить, так вот УВД по Хабаровскому краю запланировало рейды и контрольные закупки. Так что, если вы, мой читатель, и есть тот домушник, имейте в виду, что голос клиента в телефоне может принадлежать оперативнику из отдела экономических преступлений. Там, кстати, тоже много милых женщин на разных должностях.
Вот и Саратов видит урон казне в теневом бизнесе, справедливо считая, что если сорок пять процентов трудоспособного населения не устроены на работу, значит они живут сами по себе, но обидно государству не это, обидно, что живут они – мимо кассы. А этого оно не допустит. Так что и в Саратове поздним летом прошло совещание, на котором губернатор собрал руководителей налоговых органов, УВД, муниципалитетов и велел заняться серым бизнесом вплотную.
И кстати, именно Саратов считает, что необходимо начинать с анализа рекламных объявлений, где частные мастера предлагают свои услуги.
Руководителям салонов красоты, конечно бы, еще хотелось, чтобы к движению подключились и компании, снабжающие мастеров средствами для работы. Ведь среди четырех основных дистрибьютеров профессиональных средств для волос России только один принципиально не открывает магазины для парикмахеров и не пускает продукт в свободную продажу. Правда, изредка и эти краски для волос и средства для завивки оказываются в руках специалиста, оказывающего услугу на дому. Но тут уж вопрос контроля за расходованием средств в салоне красоты. Если его нет, значит унести краску на дом также не сложно, как и увести клиента на услугу.
Но, повторяю, времена меняются, и если государству в самом деле нужны деньги безотлагательно (а оно, по всему видно именно так), то скоро парикмахерам, работающим на дому, придется завернуть свои японские ножницы, которые стоят как чугунный мост в журнал «7 дней» и спрятать, от греха подальше.
08.12.2014
|