<< назад к списку
Реклама салонного бизнеса, история вопроса
Александр Ходаков
Я не шаман, не ясновидящий, поэтому прогнозы мои - лишь мнение, а не догма. К тому же, даже если можно было бы заглянуть в мозги чиновников, то разглядеть там вряд ли что-то получится - там темно и… Да сами знаете!
Но есть давно известные методы, позволяющие делать предположения о том, что будет дальше. Один из таких методов - экстрополяция. То есть, надо чуть отмотать пленку и посмотреть что было раньше, провести между реперными точками линию и посмотреть как она может продолжаться в будущем, за горизонтом сегодняшнего дня.
Итак, мало кто помнит о том, что когда-то власти у нас вводили налог на рекламу. То есть, заказывая рекламу надо было заплатить 5% с суммы в казну. Чтобы не платить этот налог, бизнесмены нашли тогда хитрое решение. Пользуясь размытостью понятия о том, что такое реклама многие стали заключать договора на размещение информации, избегая слова «реклама». Позже налог отменили, но тайные знания о том, как разместить рекламу, которая формально не считалась бы рекламой у старшего поколения остались. И их достать из пыльного сундука, отряхнуть и применить. Но это отдельная тема…
Еще один значимый этап, касающиеся запрета на рекламу медицинской продукции, услуг и так далее начался совсем недавно, когда запретили показывать с телеэкрана людей в белых халатах, похожих на врачей, запретили показывать рекламу лекарственных препаратов и так далее. То есть, начали с телевидения. И властям удалось выкорчевать все лекарственно-медицинское из телевизора. Никто тогда не думал о том, что это лишь очередной шаг, и за ним последует продолжение. А оно было вполне логичным - запрет медицинской рекламы в «бумажных» СМИ, на радио и в Интернете. Что именно изменилось в законодательстве, мы уже перечисляли ранее. Кроме того, мы получили мнение одного и лучших юристов нашей отрасли.
Я бы предположил, что у нас, скорее всего, запрет на рекламу будет исполняться как чаще всего и бывает - не прямо, а криво. Безусловно, хорошо, что с телеэкрана исчезли бесконечные "люди в белых халатах", которые рекламировали непонятно что, и из-за этой рекламы люди покупали какую-то ерунду, шли на какие-то ненужные процедуры, в общем - было у нас что-то дикое, как в Африке. Но и в сегодняшних изменениях Закона о Рекламе нестыковок слишком много. К тому же косметология все-таки не совсем медицина. Разве целлюлит это болезнь? Разве удаляя лишние волосы, лечится какая-то медицинская проблема? Разве ботокс вкалывается не для того, чтобы была видимость молодости без морщинок, а для того чтобы побороть какую-то болячку? Нет, не совсем складывается пасьянс записанного в Законе с тем, что на самом деле. За редким исключением у нас в бьюти-бизнесе не борются с болезнями, а решают эстетические задачи. Так медицина ли это?
Когда спрашивают «что будет и как быть», не веря в то, что всё это всерьез, я отвечаю - перекрыв когда-то телевизионный канал рекламы (и это получилось!), теперь просто перекрывают другие каналы (уверен, получится!). Я не сомневаюсь, что это доведут до конца. Пара-тройка показательных порок, то есть серьезные штрафы (а для салона красоты штраф в 250-500 тысяч это весьма чувствительно), и всё встанет на места. Конечно, всех сразу не оштрафуют, накажут выборочно. Но кто из нас хотел бы оказаться среди тех, кому не свезло, и его выбрали мишенью для назидания другим?
Значит, действовать надо заранее, и прежде всего - постараться минимизировать риски. Почему пора действовать? Есть несколько симптомов того, что завтра будет поздно. Поскольку все объять невозможно, я коснусь только сферы Интернета. И то - лишь небольшой его части, о том, как обезопасить свой сайт в соседней статье расскажет Елена Васильевна Москвичева.
Когда прошло сообщение о том, что вводится запрет на медицинскую рекламу, я решил для себя «присматривать» за тем, как будет себя вести Яндекс-директ. Просто потому что в сегменте медицинской рекламы у этого платного сервиса весьма большие обороты. Вряд ли Яндекс откажется от этих денег. Но и рисковать он не станет. Логично предположить, что до тех пор, пока Яндекс не внесет каких-то изменений и будет продолжать размещать рекламу в сегменте медицины, принимая ее от заказчиков, значит можно игнорировать угрозы. Но как только Большой Брат среагирует, это будет сигнал для всех нас, мелких сайтов в Интернете.
Так вот, этот звонок прозвучал. Яндекс начал блокировать объявления. Вот что пишет Яндекс каждому, кто пытается разместить рекламу, каким-то образом относящуюся к медицине:
Обратите внимание, любые упоминания названия болезней или методов лечения (например, «реабилитация», «лечение», «оздоровление», «близорукость») относятся к медицинской тематике, поэтому для размещения рекламы с данными фразами в тексте объявления и ключевых словах требуются соответствующие документы.
И просит прислать гарантийное письмо, в котором говориться так:
- объектом рекламирования в предоставленных для размещения Материалах не являются лекарственные средства (в том числе медицинские газы), медицинская техника, изделия медицинского назначения и медицинские услуги, в том числе методы лечения,
- все рекламируемые товары (работы/услуги), подлежащие обязательной сертификации и/или декларированию соответствия, сертифицированы/задекларированы,
- Рекламодателем получены все необходимые разрешения (лицензии, свидетельства), выданные уполномоченными государственными органами (или что объектом рекламирования в соответствии с предоставленными Материалами не является деятельность, которая в соответствии с требованиями законодательства РФ требует наличия специального разрешения/лицензии/свидетельства),
- а также Рекламодателем совершены все иные действия, требуемые законодательством РФ для осуществления рекламируемого вида деятельности.
Настоящим Рекламодатель ОБЯЗУЕТСЯ:
- в случае если рекламируемая деятельность подлежит лицензированию, а рекламируемые товары подлежат обязательной сертификации и/или декларированию соответствия, предоставить Яндексу надлежаще заверенные копии соответствующих лицензий/сертификатов/деклараций в течение 1 (одного) рабочего дня с момента запроса Яндекса;
- предпринять в необходимых случаях все возможные усилия в целях содействия Яндексу в урегулировании любых претензий и/или исков, и/или выполнении предписаний уполномоченных органов власти, предъявленных в адрес Яндекса в отношении нарушения прав третьих лиц и/или действующего законодательства в связи и/или в результате размещения Яндексом Материалов в сочетании с установленными Рекламодателем Условиями размещения, иного использования Материалов для целей оказания услуг Рекламодателю,
- а также по требованию Яндекса возместить все убытки, причиненные Яндексу в связи с такими претензиями, исками, предписаниями, включая убытки в виде штрафов, наложенных уполномоченными государственными органами за нарушение действующего законодательства в результате размещения Материалов, но не ограничиваясь указанным.
Резюме
Прежде всего, не следует переживать. Пока еще идет период неясности, официальных разъяснений нет, и все походы на какие-то семинары по этой теме - пустая трата времени и денег. Вы услышите лишь чьи-то домыслы и прогнозы. Давайте немного подождем.
С другой стороны - лучше уже подчищать свои сайты, свои рекламные объявления и так далее. Понятно, что принятые поправки к Закону о Рекламе обратно не завернут.
Нельзя рекламировать методы, препараты и так далее? Но можно рекламировать врача. То есть вашего косметолога, делать ему имя. На него пойдут, если он известен.
И следите за нашими рассылками, мы держим руку на пульсе… Как только узнаем что-то новое, обязательно расскажем.
10.02.2014
|