<< назад к списку
Самозанятые в салоне? Наконец-то!
В бьюти-индустрии жарко обсуждают тему самозанятых мастеров, станет ли это угрозой для салонов красоты, не разбегутся ли сотрудники по коворкингам или работать по домам. Я решила тоже вставить свои пять копеек по этой теме.
Давайте по порядку. Находясь в салонном бизнесе с самого основания, четко понимаю – появление понятия «самозанятые» не связано с перечисленными опасениями. Идет эволюция салонного бизнеса. И вопрос, кто поймет суть процесса и возглавит движение - тот будет на коне, а кто будет упираться руками-ногами и истерить - проиграет.
Уже лет 10 назад я задумалась о том, существует ли модель салона, оптимальная для всех участников - владельцев, мастеров, клиентов и государства.
Традиционная схема работала в самом начале, когда отчаянные первопроходцы открыли первые салоны. Все было впервые и вновь – мастера с удовольствием устраивались на работу в салон. Профессиональные краски, обучение, новый формат взаимодействия с клиентами, обязанность быть модными, тусовки, конкурсы, поездки – открылся целый мир! И, конечно, деньги. Все узнали, что деньги есть.
Салоны стали расти, как грибы. Если подруга или жена не имела салон - это был моветон. И начался перекос управления. Вернее, полное его отсутствие. Мастеров перекупали, соблазняли, кидали, эксплуатировали, баловали, лелеяли. Но и мастера не отставали - стучали на работодателей, благо к этому призывали аж с 1-го канала и для этого проложили в прокуратуру массу интернет-тропинок. А еще экс-сотрудники забирали клиентов, уводили домой, в другой салон, кто на что оказался горазд.
Первыми сдались хозяева подаренных салонов. Управлять этим бизнесом оказалось утомительно. Тогда -то и появилось это извращение - аренда рабочего места за бросовую цену, которая даже не покрывала издержек. Но кто же эти издержки считал? Деньгине не последние, еще есть. Гораздо стыднее было признаться мужу или подружкам, что не справилась с управлением.
И такие потемкинские деревни, то бишь салоны стали расти, как грибы после дождя.
С тех времён управлять салоном красоты стало адом адским. Ломались даже бывалые. Плюс «помощь» государства - трудовые контакты, по которым с мастерами носишься, как с собственным ребёнком, отвечаешь за все, да только этот подкидыш ворует у тебя, забирает клиентов, сливает конкурентам.
А владелец салона все боится, что этот Франкенштейн уйдет из салона, и каждое утро смазывает вазелином свою… Простите, собирается с духом, надевает улыбку, вздыхает, как перед боем и отправляется в салон к «девочкам» и «мальчикам», оплачивать их обучение, подгонять клиентов, обеспечивать чистотой и комфортом, в общем, изображать подобие управления, которое давно находится в руках мастеров. Велико ли желание браться за такой бизнес? Ну, если только вы практикуете БДСМ.
А если вернуться к истокам образования салонного бизнеса и задуматься, кто что хочет от салона красоты:
Чего хотят мастера (по опросу - именно в такой последовательности ранжированы значимости факторов)
- Стабильность
- Обучение
- Оборудованное удобное место
- Деньги
- Коллектив
- Статус, признание, уважение
- Безопасность
- Движуху, интересные события
- Чтобы все было по закону, иметь отчисления, накопления, социальные гарантии, но чтобы лично по инстанциям не ходить и вообще - пусть само как-то решится.
Что хотят клиенты:
- Получить услугу.
- Гарантии безопасности - здоровье, физическая безопасность, никто не оскорбит и т.п.
- Заботы о себе - о нас так мало где заботятся, что порой поход в ресторан или салон затевается исключительно ради цели - «поухаживайте за мной»
- Статуса - престижный гость, значимость места
- Сервис - боже мой, как приятно смыть маску с рук теплым влажным полотенцем с ароматом мяты, выпить чудесного имбирного чая или кофе с корицей, пальто подали, сумочку поставили. Где, как не в салоне наслаждаться такими мгновениями?
- Качество услуги - важнейший критерий. Остричь волосы можно и канцелярскими ножницами, а вот получить стрижку, которая и к лицу, и лежит хорошо и укладывается даже дома - тут уже профессионал нужен!
- Удобство - и к дому или к работе поближе, и пусть парковка будет или автомойка – совместить два в одном или торговый центр - поход в салон уже перестал быть единственно запланированным событием. Хочется успеть все и сразу.
- Адекватные цены. Было модно платить дорого в салоне, бывали и времена, когда сделать практически бесплатно услугу, было сродни спорту - купоны, биглионы и т.п.
- На самом деле клиент готов платить адекватную цену за услугу. Столько, сколько она стоит - в зависимости от места, качества, и всех факторов, неизбежно влияющих на понятие ценность услуги.
- Хорошее настроение - это чуть ли не самое важное и ценное в сфере обслуживания, без чего даже самая высококачественная слуга обнуляется по значимости. Нет настроения у клиента – считайте, зря работали.
- Тусовку - общение - это то, что заставляет выбираться из комфортных квартир, то, без чего большинство женщин чахнет и под предлогом стрижки выманивает в такое сладкое и комфортное место для общения – салон.
Ну а что же хотим от салона мы - владельцы?
- Мы хотели сделать мир краше и лучше. «Мы наш, мы новый мир построим» Помните?
- Мы хотели свободы. «Хочу работать на себя, а не на дядю». Помните?
- Мы хотели статуса. «Я –хозяйка салона. У меня свой бизнес». Помните?
- Мы хотели денег! Помните? Цель любого бизнеса – извлечение прибыли. Помните?
- Мы хотели самореализации, удовлетворенности. Помните??
А еще мы хотели личной жизни!! Свободного графика, заниматься больше детьми, собой, семьей, своим развитием. Конечно, помните…
Получается, что мы все хотим одного и того же, наши интересы пересекаются по всем графам. Почему же мы не можем договориться между собой?
- Салонный бизнес еще молод,
- Специфичен, зависит от людей - чем больше вклад в умение и навыки, чем больше пиар мастера, тем меньше ему нужен хозяин.
- Абсолютный хаос в отношениях поставщиков - я бы назвала модель взаимодействия большинства продавцов профессиональной продукции проституцией, и искать здесь справедливости будет бессмысленно.
- Государственное регулирование, которое не способствует развитию бизнеса.
- И, конечно, наш российский менталитет.
Причин, как видите, много и только одной достаточно, чтобы убить на корню любую попытку цивилизованности ведения бизнеса.
Наблюдая за всем этим изнутри, находясь в самой гуще событий, меня преследовала мысль. Должен быть выход!
Подсказка пришла неожиданно – на лекции MBA профессор вещал о перспективах развития профессий в 21 веке. Я спросила про салоны, про сферу услуг. Как развиваться салонному бизнесу?
Ответ поразил меня своей простой. Кто приносит деньги в салон? Мастера. Дайте хоть миллион клиентов мастеру, если тот будет без настроения, вы не заставите его постричь ни одного человека! Более того, он навесит ярлыков - вам стрижка противопоказана, вас красить нельзя. И клиент поверит мастеру!
Когда мы платим мастеру проценты - мы ставим его в положение зависимого. Даже если вы отдадите ему 100 процентов, мастер будет думать, ууу, себе то значит сколько нахапала - раз все отдает, значит еще есть. Таково уж наследие революции, чего уж там. Классовая ненависть.
И тем не менее, салоны и владельцы нужны мастерам. Сколько я видела мастеров на аренде - деградация, грязь, отсутствие дисциплины - как же, я сам себе хозяин теперь. Как следствие - отток клиентов. Ни один даже самый преданный клиент не будет бегать за мастером. Кроме того, интерьеры, качество материалов - все это неизменно падает.
Конечно, вы тут же вспомните одного-двух мастеров на аренде, у которых все в порядке. НО! Скорее всего, снимают они кабинет, а не место, ибо сосед может испортить всю твою атмосферность и чистоту своей неряшливостью и поведением. А во-вторых, скорее всего, эти мастера - предприниматели по натуре. Они так и так открыли бы свое дело.
Так вот, получается все нужны друг другу. Выход - установить план на салон, набрать мастеров, организовать процесс - оборудовать салон, определить рамки, правила, ценовой диапазон, ассортимент материалов, внешний вид, дисциплину, качества, наладить рекламу и обеспечить приток клиентов и обслуживание – и все. Бизнес готов.
Узких мест здесь несколько. Какой план? Как его рассчитать. Я несколько лет искала алгоритм расчета. И нашла. Проверила на практике. Все работает! Высчитывается в каждом конкретном случае, реальна, выполнима и обеспечивает прибыль обеим сторонам и удовлетворение клиентам.
Второе узкое место – как объявить план мастерам на фоне неадекватной аренды рабочих мест? НЕ надо сравнивать божий дар с яичницей. План - это не аренда. Это организованный бизнес, которым управляет собственник. Но мастера работают на себя.
А ведь даже если платить 50% мастерам - это больше, чем фиксированный план, такие возражения я слышала.
А вот это и есть главный камень преткновения - жадность владельца. Выше я описывала реальные проблемы салонного бизнеса. Вы можете зарабатывать миллионы, и в один день потерять бизнес - команда мастеров решит уйти на аренду в соседний центр, уведя всех клиентов. Вы вкладываете в материалы, обучение и не имеете гарантий, что мастера отработают столько, сколько стоят вложения в них. Каждый день, как на вулкане. Вам так нравится? Мне нет.
Поэтому я приступаю к внедрению новой бизнес-модели, когда у мастеров будет план, а я, как настоящий владелец бизнеса, буду способствовать тому, чтобы мои салоны были модными, востребованными, прибыльными. План я рассчитала и проверила.
И вот форма самозанятых идеально вписывается в эту схему! С трудовым договором было бы сложнее. По сути, для партнёрства - а это именно такая форма ведения бизнеса, я организую рабочие места, юридически сдам их в аренду, беру на себя все истории с онлайн кассами для продажи товаров и прочих не состыковок, которые неизбежно возникают при нововведениях. И вуаля! Самозанятые мастера трудятся в цивилизованных условиях.
А если я захочу больше денег? Я сделаю еще один или не один салон.
Итак, что я думаю про самозанятых? Думать надо не о новом слове, а о новом подходе ведения бизнеса, ибо старые методы себя изжили. Нет проблем в том, что возникло новое понятие, есть проблема, как грамотно распорядиться этим подарком. Дай бог, чтобы все шло так, как заявляют. Добро пожаловать в цивилизованный бизнес?
----------
#самозанятые #мастерасалона #бьютибизнес #новаямодельбизнеса #маямсина
Власта Маямсина, руководитель учебного центра «Стриж-имидж» по развитию салонного бизнеса и обучения руководителей и парикмахеров высокой квалификации, г. Казань. Более 25 лет практического опыта.
23.12.2019
|